дата не определена

Дело № не определено

2-1018 \ 2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(не вступило в законную силу)

28 июня 2012 года Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Михина Б.А.

при секретаре Пашкановой О.В.

с участием представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа, представителя Управления государственного строительного надзора по Краснодарскому краю,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования города-курорта Анапа к Мусаэлян А. А. о сносе самовольного строения,

установил:

Администрация муниципального образования город-курорт Анапа обратилась в суд с иском к Мусаэлян А.А. о сносе самовольного строения.

В обоснование заявленных требований истец указал, что отделом градостроительной инспекции в результате проведенной проверки на предмет соблюдения градостроительного законодательства при осуществлении строительства на территории муниципального образования город-курорт Анапа было установлено, что Мусаэлян А. А. на земельном участке с кадастровым номером № площадью 587 кв.м., по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Шевченко, 65 выполнила разрытие котлована и осуществляет строительно-монтажные работ по устройству железобетонной фундаментной плиты прямоугольной в плане формы размером 14,0 х 35,0 м., площадью застройки 490 кв.м.

Устройство котлована и фундаментной плиты выполнено с нарушениями противопожарных норм - расстояние от края фундаментной плиты и вырытого котлована до жилого дома, расположенного на соседнем земельном участке по адресу: г. Анапа, ул. Ленина, <адрес>, составляет 1,5 метра.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Форма разрешения на строительство утверждена постановлением Правительства РФ от 24.11.2005г №698 «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Вместе с тем, в нарушение ст.51 Градостроительного кодекса РФ ответчиком не получено разрешение на строительство спорного объекта, что подтверждено письмом управления архитектуры и градостроительства администрации МО г.-к. Анапа от 19.01.2012 № 17.07.82.

Указанные нарушения градостроительных норм и правил зафиксированы Градостроительной инспекцией в акте обследования от 12.03.2012г.

Кроме того, Управлением государственного строительного надзора Краснодарского края была проведена проверка, в результате которой составлен акт № 02-350-Ф-21-ШЭ от 10.02.2012.

Специалистами Управления государственного строительного надзора Краснодарского края зафиксировано, что застройщик Мусаэлян А.А. осуществляет строительство 16 этажного многоквартирного жилого дома (в соответствии с установленным информационным щитом и рекламой о продаже квартир в указанном жилом доме) по адресу: г. Анапа, ул. Шевченко, 65.

Кроме того, в акт проверки отражено наличие большого количества нарушений градостроительных и строительных норма и правил, норм СниП.

В результате чего в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении в строительстве от 10.02.2012 № 02-350-Ф-22-ШЭ

Более того, в соответствии со ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объекта может осуществляться исключительно на основании утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Наличие разработанной, согласованной и утвержденной в установленном порядке проектной документации - обязательное условие для получения разрешения на строительство.

Однако, в данном случае ответчиком нарушено требование указанной нормы права, а именно утвержденная в установленном законом порядке проектная документация отсутствует.

В статье 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» предусмотрено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горносанитарной охраны. Земельный кодекс Российской Федерации также лечебно-оздоровительные местности и курорты относит к особо охраняемым территориям (статья 96).

Указом Президента Российской Федерации от 22.09.1994 N 1954 «О федеральном курортном городе Анапа» району курорта Анапы в границах округа санитарной охраны, определенного постановлением Совмина РСФСР от 30.01.1985 N 45 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курорта Анапа в Краснодарском крае», придан статус федерального курортного региона.

В силу ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» курорты отнесены к особо охраняемым природным территориям.

В соответствии с п.7.1 ст. 11 Федерального закона от23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Вместе с тем, ответчиком не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации, поскольку строительство осуществляется на землях особо охраняемых природных территорий, что свидетельствует о существенном нарушении градостроительных норм.

Согласно пункту 1 ст.222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

В соответствии с требованиями закона признаками самовольного строительства являются:

создание постройки создана на земельном участке, не отведенном для этих целей;

создание постройки без получения на это необходимых разрешений;

если при строительстве допущены нарушения градостроительных норм и правил или строительных норм и правил.

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков позволяет отнести объекты строительства к самовольным постройкам.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №10/22 от 29.04.2010 г. судам необходимо устанавливать допущены ли при возведении самовольной постройки существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан, а также, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

В данном случае Мусаэлян А.А. допущены существенные нарушения градостроительных норм и правил, выразившиеся в отсутствии разрешительной и проектной документации, непринятии мер к получению такой документации. Кроме того, в данном случае не была проведена экологическая экспертиза, обязательность проведения которой предусмотрена п.7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», не представлено сведений о соответствии спорных объектов требованиям Федеральных Законов РФ «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст.6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находится регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований.

Как следует из положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса Российской Федерации в границах муниципального образования, независимо от целевого назначения земель, контроль за строительством движимых и недвижимых объектов осуществляет орган местного самоуправления, в границах территории которого находится застраиваемый земельный участок. В компетенцию других органов не входит контроль за ведением строительства, в том числе самовольного, и принятие мер борьбы с ним.

Ссылаясь на приведенное истец просит обязать Мусаэлян А. А. осуществить снос самовольно возведенной железобетонной фундаментной плиты, площадью застройки 490 кв.м. и привести участок в первоначальное состояние путем закрытия котлована по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Шевченко, 65.

В судебном заседании представитель истца требования поддержала, приведя те же доводы.

Представитель Управления государственного строительного надзора по Краснодарскому краю требования поддержал, сославшись на то, что имеющиеся в материалах гражданского дела разрешение на строительство имеет неточности.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил в суд возражения, в которых указал, что требования истца являются необоснованными, поскольку разрешение на строительство имеется.

Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться пристройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная пристройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 197 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Из содержания заявленных требований следует, что истец просит обязать Мусаэлян А. А. осуществить снос самовольно возведенной железобетонной фундаментной плиты, площадью застройки 490 кв.м. и привести участок в первоначальное состояние путем закрытия котлована по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, ул. Шевченко, 65.

При этом в обоснование своих требований истец ссылается на то, что строительство, осуществляется без получения разрешения на строительство.

В соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Из материалов дела видно, что 22 июня 2012 года Мусаэлян А.А. выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома по адресу: город- курорт Анапа, ул. Шевченко, 65.

При таких обстоятельствах, оснований утверждать, что возводимая постройка, является самовольным строительством, у суда нет.

При выдаче разрешения на строительство орган местного самоуправления обязан проверить наличие у застройщика, разрешительной и проектной документации, наличие заключения необходимых экспертиз.

Поскольку разрешение на строительство ответчику выдано, следовательно, необходимые документы у ответчика для осуществления строительства имеются.

Допущенные в разрешении на строительство неточности, не могут свидетельствовать о том, что строительство ведет без соответствующего разрешения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В иске администрации муниципального образования город-курорт Анапа к Мусаэлян А. А. о сносе самовольного строения отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение одного месяца через Анапский городской суд.

Председательствующий:

Оригинал документа
Статья 161. Грабеж (ФЗ от 06.05.2010 № 81-ФЗ)
Телефоны юристов
Наверх