28 апреля 2011

Дело № 2-1149/11

К делу № 2-1149/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2011 года г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Вергуновой Е.М.,

при секретаре судебного заседания Исаакове Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о возложении обязанности пределах своей компетенции принять меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища,

установил:

Прокурор Центрального района г. Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о возложении обязанности в пределах своей компетенции принять меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища, расположенного на пересечении ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, в соответствии с требованиями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о погребении и похоронном деле.

Исковые требования мотивированы следующим.

Прокуратурой Центрального района г. Сочи по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка соблюдения федерального законодательства при захоронении умерших граждан. Проверкой установлено, что на территории Центрального района г. Сочи находятся 2 кладбища, расположенные в районе ул. <адрес> и на пересечении ул. <адрес>. Кладбище, расположенное на пересечении ул. Клубничная - Санаторная (площадь не определена), не благоустроенно. Санитарное обслуживание кладбища не осуществляется. Отсутствует система водоснабжения и водоотведения кладбища для поливоуборочных и питьевых нужд, общественный туалет, что является нарушением п.п.7.2, 7.3, 7.4 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Территория кладбища захламлена, вывоз мусора не осуществляется, отсутствуют урны и мусоросборники, что является нарушением п.п. 7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». При натурном обследовании кладбища обнаружено складирование твердых бытовых отходов, строительного мусора непосредственно на почву. Кроме того, проверкой установлено, что инвентаризация кладбищ, находящихся на территории Центрального района г. Сочи не проводится, реестр кладбищ не ведется, мероприятия по проведению инвентаризации мест захоронения на кладбищах Центрального района г. Сочи не осуществляются, меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища, расположенного на пересечении ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, не приняты, контроль за формированием и содержанием архивного фонда документов по погребению умерших (погибших) и мест захоронения на территории Центрального района г. Сочи не осуществляется. В соответствии с ч.2 ст.13 Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» организация похоронного дела в Краснодарском крае осуществляется органами местного самоуправления в Краснодарском крае. В соответствии с ч.2 ст.13.1 указанного закона уполномоченные исполнительные органы в сфере погребения и похоронного дела в пределах своей компетенции, в том числе, проводят инвентаризацию кладбищ (действующих и закрытых); формируют и ведут реестр кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований Краснодарского края; организуют мероприятия по проведению инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих и закрытых); осуществляют мероприятия по принятию в муниципальную собственность бесхозяйных кладбищ, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований Краснодарского края; осуществляют контроль за формированием и содержанием архивного фонда документов по погребению умерших (погибших) и мест захоронения. Полномочия по организации похоронного дела и содержание мест захоронения возложены на администрации районов города Сочи. Однако администрации Центрального района г. Сочи не предоставлены полномочия в сфере погребения и похоронного дела. Таким образом, в настоящее время место захоронения (кладбище), расположенное на пересечении ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, является бесхозяйным, его санитарное содержание органами местного самоуправление не осуществляется и не обеспечивается, что ухудшает экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории жилой застройки, расположенной рядом с кладбищем, и может повлечь негативные социальные последствия, угрожать жизни и здоровью населения. Вместе с тем, проверкой установлено, что администрацией Центрального района г. Сочи 15.12.2010 г. был размещен муниципальный заказ путем запроса котировок на определение подрядчика на выполнение работ по санитарному содержанию другого кладбища, расположенного в районе ул. Пятигорская - Дагомысская Центрального района г. Сочи, в 1-ом квартале 2011 года. Согласно протоколу № (11146) от ДД.ММ.ГГГГ заседания котировочной комиссии Центрального района г. Сочи в 1-ом квартале 2011 года победителем запроса котировок признано МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению», которое и осуществляет санитарное обслуживание кладбища, расположенного в районе ул. Пятигорская - Дагомысская Центрального района г. Сочи. Инвентаризация мест захоронения, как на кладбище, расположенном на пересечении ул. <адрес>, так и на кладбище, расположенном в районе ул. <адрес> не осуществляется, меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища, расположенного на пересечении ул. Клубничная - Санаторная Центрального района г. Сочи, администрацией района не приняты, контроль за формированием и содержанием архивного фонда документов по погребению умерших (погибших) и мест захоронения на территории Центрального района г. Сочи не осуществляется. Администрацией Центрального района г. Сочи игнорируются вышеприведенные требования природоохранного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о погребении и похоронном деле, что влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Угроза причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц обусловлена бездействием ответчика -. Бездействие ответчика выражается в неисполнении вышеуказанных требований законодательства, что может привести к причинению вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, повлечь негативные социальные последствия.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чуприна Е.А. изменила исковые требования и просила обязать администрацию г. Сочи в пределах своей компетенции принять меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища, расположенного на пересечении ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, в соответствии с требованиями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о погребении и похоронном деле, по основаниям, изложенным в иске. От остальной части требований отказалась, представив письменное ходатайство прокурора Центрального района г. Сочи.

Определением суда от 28.04.2011 года производство по данному гражданскому делу прекращено в указанной части.

Представитель ответчика - администрации Центрального района г. Сочи по доверенности Иванов В.А. возражал против удовлетворения иска прокурора, пояснил суду, что администрации Центрального района г. Сочи не делегированы администрацией г. Сочи полномочия по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища, расположенного на пересечении ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, так как данными полномочиями наделена только администрация гор. Сочи.

Представитель ответчика - администрации гор. Сочи по доверенности Бунина Е.А. просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Сочи, пояснила суду, что администрацией города Сочи проведена большая работа в данном направлении, принят ряд документов для принятия в муниципальную собственность указанных кладбищ, подан пакет документов в Управление Росреестра по Краснодарскому краю, который был возвращен по тем основаниям, что не определены правильно границы кладбищ, документы сданы повторно на регистрацию в Управление Росреестра по Краснодарскому краю. Процесс принятия в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища является трудоемким и длительным.

Заслушав доводы участвующего в деле прокурора и представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями.

На основании ч.3 ст.39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 22 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании ч.4 ст.17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» при нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.

Аналогичные требования содержит ч.4 ст.18 Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае».

В соответствии со ст.13 Закона Краснодарского края «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» уполномоченными исполнительными органами в сфере погребения и похоронного дела могут быть структурные подразделения или ответственные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления в Краснодарском крае, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела.

Из справки Территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г. Сочи установлено, что кладбище, расположенное на пересечении ул. <адрес> (площадь не определена), не благоустроено. Санитарное обслуживание кладбища не осуществляется. На вышеуказанном кладбище отсутствует система водоснабжения и водоотведения кладбища для поливоуборочных и питьевых нужд, общественный туалет, что является нарушением п.п.7.2, 7.3, 7.4 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Территория кладбища захламлена, вывоз мусора не осуществляется, отсутствуют урны и мусоросборники, что является нарушением п.п. 7.10, 7.11 СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». При натурном обследовании кладбища обнаружено складирование твердых бытовых отходов, строительного мусора непосредственно на почву (л.д. 32-33).

Из ответа на запрос прокуратуры Центрального района г. Сочи заместителя главы города Сочи от 26.01.2011 №429/01-02-25 следует, что полномочия по организации похоронного дела и содержание мест захоронения возложены на администрации районов города Сочи (л.д. 24-25).

Однако, из ответа на запрос прокуратуры Центрального района г. Сочи заместителя главы администрации Центрального района г. Сочи от 27.01.2011 № 01/4-01-30,167 следует, что администрации Центрального района г. Сочи не предоставлены полномочия в сфере погребения и похоронного дела (л.д. 11).

Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение довод прокурора о том, что в настоящее время место захоронения (кладбище), расположенное на пересечении ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, является бесхозяйным, его санитарное содержание органами местного самоуправления не осуществляется и не обеспечивается, что ухудшает экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории жилой застройки, расположенной рядом с кладбищем, может повлечь негативные социальные последствия, угрожать жизни и здоровью населения.

Вместе с тем, Судом установлено, что администрацией Центрального района г. Сочи 15.12.2010 г. размещен муниципальный заказ путем запроса котировок на определение подрядчика на выполнение работ по санитарному содержанию другого кладбища, расположенного в районе ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, в 1-ом квартале 2011 года. Согласно протокола №106 (11146) от 27.12.2010 г. заседания котировочной комиссии Центрального района г. Сочи в 1-ом квартале 2011 года победителем запроса котировок признано МУП г. Сочи «Ритуальные услуги населению», которое и осуществляет санитарное обслуживание кладбища, расположенного в районе ул. <адрес> Центрального района г. Сочи.

Инвентаризации мест захоронения как на кладбище, расположенном на пересечении ул. <адрес>, так и на кладбище, расположенном в районе ул. <адрес> в г. Сочи, не осуществляется, меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища, расположенного на пересечении ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, органом местного самоуправления не приняты, контроль за формированием и содержанием архивного фонда документов по погребениюумерших (погибших) и мест захоронения на территории Центральногорайона г. Сочи не осуществляется.

Указанные факты подтверждаются прилагаемыми фотоматериалами, справками специалистов управления федеральной службы в сфере природопользования по Краснодарскому краю, управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, ответом на запрос заместителя главы администрации Центрального района г. Сочи от 27.01.2011 №01/4-01-30,167, ответом на запрос заместителя главы города Сочи от 26.01.2011 № 429/01-02-25, копией письма заместителя главы города Сочи и.о. главы администрации Центрального района г. Сочи, объяснением директора МУП г. Сочи ФИО5 от 27.01.2011, протоколом № 106 (11146) от 27.12.2010 заседания котировочной комиссии Центрального района г. Сочи.

Администрацией г. Сочи игнорируются вышеприведенные требования природоохранного законодательства, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о погребении и похоронном деле, что влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 150 гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемы и не передаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Таким образом, суд на основании вышеизложенного пришел к выводу, что исковые требования прокурора Центрального района г. Сочи о возложении обязанности на администрацию г. Сочи в пределах своей компетенции принять меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища, расположенного на пересечении ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, в соответствии с требованиями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о погребении и похоронном деле подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию города Сочи в пределах своей компетенции принять меры по принятию в муниципальную собственность бесхозяйного кладбища, расположенного на пересечении ул. <адрес> Центрального района г. Сочи, в соответствии с требованиями законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о погребении и похоронном деле.

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 03 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

Оригинал документа
Прочие исковые дела
Наверх