дата не определена

Дело № 2-3542/11

Дело №2 - 3542/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Пасютиной Т.В.

При секретаре Назаровой М.Л.

С участием представителя истца - Пятаева Дмитрия Александровича, представителя ответчика - Зарва Андрея Владимировича

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зражевской Светланы Геннадьевны к Администрации гор. Благовещенска Амурской области о признании незаконными действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете «Благовещенск»,-

установил:

Зражевская Светлана Геннадьевна обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к Администрации гор. Благовещенска о признании незаконными действий администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете «Благовещенск» (*** - ***) «Администрация г. Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв.м. в квартале *** *** для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного участка» в части «приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка». В обоснование заявленных требований указывается, что *** Зражевская С.Г. как заинтересованное лицо обратилась в администрацию гор. Благовещенска с заявлением о предоставлении участка для строительства гаража. *** года Администрацей гор. Благовещенска истице был выдан акт *** о выборе земельного участка для размещения гаража. В *** года в еженедельной официальной газете «Благовещенск» на период (*** - ***) администрация города Благовещенска дала следующее объявление: «Администрация города Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв.м. в квартале *** *** для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка. По мнению истца, у Администрации гор. Благовещенска действительно имеется обязанность информировать население о возможном предоставлении земельного участка, однако цель такого информирования выяснить не будут ли ущемлены общественные интересы населения объектом, который планируется возвести на определенном земельном участке. В противоречие этому, объявление, данное администрацией города Благовещенска, содержит элемент объявления торгов (конкурса, аукциона), что не предусмотрено п. 3 ст. 31 ЗК РФ в отношении земельного участка являющегося предметом процедуры согласования места размещения объекта и выделяемого конкретному заявителю. Истец полагает, что указанными действиями органа местного самоуправления нарушаются ее права, а также положения ст. 30 ЗК РФ, предусматривающей два различных способа приобретения прав на земельные участки для строительства объектов.

Представитель истца в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, в дополнение отметил, что *** истец обратилась в администрацию г.Благовещенска с заявлением о выборе земельного участка для строительства гаража в соответствии со ст. 31 ЗК РФ. По заявлению Зражевской была назначена комиссия по выбору земельных участков. После проведения длительной процедуры согласования, Комиссией был подписан акт о выборе земельного участка. В дальнейшем на основании утвержденного акта о выборе земельного участка должна быть подготовлена схема расположения земельного участка. Однако, в данный период в газете «Официальный Благовещенск» администрацией гор. Благовещенска была размещена информация о том, что возможно предоставление земельного участка площадью 27 кв.м. в квартале *** *** для строительства гаража, согласно прилагаемой схеме и сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка. Между тем, на торги выставляются только те участки, которые предоставляются без предварительного согласования, т.е. имеет место нарушение действующего законодательства со стороны администрации г.Благовещенска. Кроме того, если земельный участок выставляется на торги, то он должен формироваться самой администрацией г. Благовещенска, т.е. без затрат физического лица, который заинтересован в предоставлении земельного участка.

Представитель администрации гор. Благовещенска в ходе судебного разбирательства возражал против удовлетворения заявленных требований, указав в обоснование, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих незаконность действий администрации, позволяющих сделать вывод о том, что они были совершены в нарушение требований действующего законодательства, а также нарушают права и свободы заявителя. Выбор земельного участка для строительства как один из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта: осуществляется органом местного самоуправления, осуществляется с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, включает в себя согласование акта выбора земельного участка с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Результатом по итогам согласования (несогласования) является либо решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка, либо решение об отказе в размещении объекта. Вместе с тем согласно Постановлению Президиума Высшего арбитражного суда РФ от *** *** с целью обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса), публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Содержащееся в настоящем Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел. Таким образом, действия администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете «Благовещенск» (***-***) в части «приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка», были осуществлены полностью в соответствии с официальным толкованием ст. 30, 31 ЗК РФ Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Об уважительности причин неявки суду ничего не известно. Дело в соответствие со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие истца, обеспечившего явку своего представителя.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Установлено, что между сторонами возник спор, связанный с соблюдением органом местного самоуправления порядка предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства объекта недвижимости.

Из материалов дела, пояснений сторон следует, что Зражевская Светлана Геннадьевна обратилась в Администрацию гор. Благовещенска с заявлением о выборе земельного участка для строительства объекта недвижимости - гаража.

Во исполнение своей обязанности по обеспечению выбора земельного участка, Управлением организации городского строительства администрации гор. Благовещенска составлен акт *** о выборе земельного участка для размещения объекта от ***, согласно которому предметом выбора является земельный участок, площадью 27 кв.м., являющийся государственной собственностью и расположенный в квартале *** ***, территориальная зона - зона многоэтажной жилой застройки с ограничениями по условиям регулирования застройки (Ж - 3И), вид использования - условно разрешенный вид использования.

Из исследованного в ходе судебного разбирательства акта о выборе земельного участка для размещения объекта, судом установлены обстоятельства согласования места размещения объекта со всеми заинтересованными лицами и надзорными органами.

В дальнейшем, что также не оспаривается сторонами, администрацией гор. Благовещенска в газете «Благовещенск» за период *** - *** размещена информация следующего содержания: «Администрация гор. Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв.м. в квартале *** *** для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка».

Не оспаривая существование у органа местного самоуправления обязанности по информированию населения о возможном предоставлении земельного участка, истец выразила свои возражения относительно содержания соответствующей информации, в частности Зражевская Светлана Геннадьевна указала на незаконность действий администрации гор. Благовещенска по размещению информации о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка, что является предметом настоящего разбирательства.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика указал, что публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным Кодексом Российской Федерации не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса.

Оценивая правовые позиции сторон, суд прежде всего обращает внимание, что в силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от ***, «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно п. 1 ч.1 ст. 6 Закона Амурской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области» от *** 166 - ОЗ (в редакции Закона Амурской области от *** ***) органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляют следующие полномочия: управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и настоящим Законом;

Исходя из приведенных положений законов, суд приходит к выводу, что на момент обращения Зражевской С.Г. с заявлением о выборе земельного участка в Администрацию гор. Благовещенска, именно орган местного самоуправления являлся полномочным органом по вопросам управления и распоряжения земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, соответственно предоставление земельного участка из государственной или муниципальной собственности для строительства, осуществляется именно администрацией гор. Благовещенска.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает две самостоятельных, абсолютно независимых процедуры предоставления земельных участков. Характерные индивидуальные признаки и отличительные черты каждого способа закреплены положениями (п. 4 и п. 5) этой же нормы, анализируя которые суд отмечает, что реализация одной процедуры предоставления для строительства земельного участка. категорически исключает возможность применения в отношении данного земельного участка другой процедуры, то есть по отношению друг к другу данные способы являются альтернативными.

Так в силу, ч. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от *** N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) утратил силу. - Федеральный закон от *** N 66-ФЗ;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В свою очередь, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (ч.5 ст. 30 ЗК РФ) осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) утратил силу. - Федеральный закон от *** N 66-ФЗ;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В совокупности анализируя изложенное, суд обращает внимание, что несмотря на то, что оба указанных в ст. 30 ЗК РФ способа предоставления земельных участков для строительства имеют одну и ту же цель, сам порядок предоставления существенно и кардинально отличается друг от друга по своему содержанию.

Усматривается, что отличительной особенностью предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является проведение процедуры выбора земельного участка, в ходе которой происходит согласование места размещения объекта со всеми заинтересованными лицами и надзорными органами. Заключительным этапом процедуры выбора земельного участка является принятие решения об утверждении акта выбора земельного участка, которым одновременно заявителю предварительно согласуется место размещения объекта недвижимости. При этом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для предоставления в дальнейшем земельного участка.

В данном случае следует обратить внимание на правовую позицию администрации гор. Благовещенска, согласно которой в случае, если на стадии выбора земельного участка будут выявлены иные лица, с учетом того, что процедура выбора не позволяет выявить единственное лицо, которому надлежит предоставить земельный участок, необходимо проведение аукциона в соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ.

Суд не соглашается с данной позицией администрации гор. Благовещенска. Из сравнительного исследования положений п.п. 4 и 5 ст. 30 ЗК РФ и ст. 31 ЗК РФ усматривается, что участниками правоотношений по предоставлению земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта являются заявитель и орган местного самоуправления. В отличие от предоставления земельного участка для целей строительства без предварительного согласования места размещения объекта положения ч. 5 ст. 30 ЗК РФ не допускают множественности лиц в данных правоотношениях. Положения данных статей четко указывают на обязательность предоставления земельного участка именно лицу, обратившемуся за таким предоставлением.

В этой связи довод администрации гор. Благовещенска о том, что процедура выбора не позволяет определить лицо, имеющее право на приобретение земельного участка, при наличии нескольких обращений, по мнению суда, не основан на положениях закона. Обращение лица в орган местного самоуправления за выбором земельного участка инициирует процедуру предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Отсутствие в положениях данной статьи указания на возможность подачи заявлений иными лицами и способ определения лица, имеющего право на заключение соответствующего договора, из числа претендентов, а также сама конструкция положений, по мнению суда, четко указывают на ограниченный круг участников соответствующих правоотношений - заявитель и полномочный орган и соответственно исключает права всех остальных претендентов, обратившихся после возникновения соответствующих правоотношений. В связи с этим, какого - либо дополнительного регулирования разрешение данного вопроса не требует, а соответственно и отсутствует необходимость в проведении процедуры торгов.

Кроме того, заявляя соответствующие доводы, администрация гор. Благовещенска не конкретизирует механизм применения торгов в ходе процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Однако, предполагается, что такое применение будет осуществляться либо непосредственно в рамках процедуры предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта либо будет осуществлен переход к процедуре предоставления земельного участка для строительства без предварительного места размещения объекта.

Между тем, суд отмечает, что различие двух способов предоставления земельных участков для строительства заключается, в том числе в моменте определения лица, имеющего право на приобретение земельного участка. В случае осуществления процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определение такого лица происходит на стадии выбора земельного участка посредством принятия решения об утверждении акта выбора и согласования места размещения объекта, которое впоследствии является основанием для предоставления земельного участка.

В случае если проведение торгов, осуществляется непосредственно в рамках процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, принимая во внимание, что в данном случае формирование земельного участка осуществляется за счет будущего правообладателя, определять такое лицо посредством проведения торгов, исходя из позиции ответчика, надлежит именно на стадии выбора земельного участка.

В то же время, следует обратить внимание, что в силу ст. 38 ЗК РФ предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть только сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Определение соответствующего лица путем проведения торгов, которое в силу особенностей п. 5 ст. 30 и ст. 31 ЗК РФ должно в данном случае производиться именно на стадии выбора, то есть до формирования земельного участка - невозможно, поскольку земельный участок не сформирован и не является предметом гражданского оборота, а также в силу прямого противоречия ст. 38 ЗК РФ.

Кроме того, реализация предложенной администрацией гор. Благовещенска схемы невозможна в силу особенностей самой процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку до утверждения акта выбора и предварительного согласования места размещения объектов вообще отсутствуют сведения о возможности предоставления земельного участка, в связи с чем нецелесообразно выставлять на торги земельный участок в отношении которого не установлена возможность его предоставления, с другой стороны после утверждения акта выбора и предварительного согласования места размещения объекта отсутствует необходимость в проведении торгов, поскольку лицо, имеющее право на получение земельного участка уже известно.

Таким образом, применение процедуры торгов в ходе предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения невозможно в силу особенностей, как самой процедуры предоставления, так и особенностей процедуры проведения торгов.

Возможность перехода от процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта к процедуре предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта действующим законодательством не предусмотрена, соответствующих указаний положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ не содержат, более того положения ст. 31 ЗК РФ в своей совокупности императивно указывают на то обстоятельство, что по каждому обращению о выборе земельного участка, в случае возможности размещения соответствующего объекта, должно быть принято решение об утверждении акта выбора земельного участка, либо в противном случае решение об отказе в размещении объекта. Ссылаясь на необходимость проведения торгов, администрация гор. Благовещенска тем самым возлагает на заинтересованное в предоставлении лицо дополнительные обязанности, не предусмотренные ч.5 ст. 30 и ст. 31 ЗК РФ - представить протокол результатов торгов.

Также, суд отмечает, что действующим законодательством четко определены случаи применения процедуры торгов для определения лица, имеющего право на заключение соответствующего договора. Правовая позиция администрации гор. Благовещенска строится на абсолютизации значения торгов как универсального средства разрешения споров по определению лица, имеющего право на приобретение соответствующего земельного участка. Между тем, положения закона процедуру торгов подобными свойствами не наделяют, императивно определяя случаи применения данной процедуры, и тем самым исключая возможность произвольного использования данной процедуры.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необоснованности правовой позиции администрации гор. Благовещенска, поскольку действующее законодательство достаточно подробно урегулировало порядок предоставления земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Спецификой данных правоотношений, по мнению суда, является то обстоятельство, что возникновение соответствующих, инициированных гражданином земельных отношений - по поводу предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, порождает у заявителя, в случае отсутствия нарушения экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, а также в случае отсутствия нарушения прав третьих лиц, соответствующие права на получение земельного участка на определенном праве для целей строительства. Наличие данных прав у заявителя, по мнению суда, носит исключительный характер в отношении третьих лиц. Именно подобным образом происходит определение лица, имеющего права на предоставление земельного участка для строительства, при наличии нескольких заявок, в связи с чем довод представителя администрации гор. Благовещенска о том, что данная ситуация не может быть урегулирована на стадии выбора земельного участка во внимание не принимается.

Помимо изложенного, суд установил, что возможность применения процедуры торгов к правоотношениям по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта отсутствует в силу особенностей как самого предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, так и непосредственно торгов.

Кроме того, суд в целом обращает внимание, что использование процедуры торгов предложенным администрацией гор. Благовещенска способом и для указанных органом местного самоуправления целей исключает различия двух самостоятельных, отличных друг от друга процедур предоставления земельных участков.

В силу ч.3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

При предоставлении земельных участков в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей для целей, не связанных с их традиционной хозяйственной деятельностью и традиционными промыслами, могут проводиться сходы, референдумы граждан по вопросам изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставления земельных участков для строительства объектов, размещение которых затрагивает законные интересы указанных народов и общностей. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решения о предварительном согласовании мест размещения объектов с учетом результатов таких сходов или референдумов.

Анализируя указанные положения в их совокупности, суд находит обоснованными доводы истицы в той части, что информирование населения в соответствии с ч.3 ст. 31 ЗК РФ производится с целью предоставления гражданам возможности заявить о нарушении своих прав размещением объекта. Лица, не обратившиеся с заявлением о предоставления земельного участка, каких - либо прав на соответствующий участок не имеют, в связи с чем их права не нарушаются.

Учитывая, что процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта инициируется лицом, претендующим на земельный участок, у администрации гор. Благовещенска отсутствовала обязанность по выявлению иных претендентов на земельный участок. Фактически действия органа местного самоуправления в данной части направлены не на информирование населения с целью выявления нарушения прав, а возникновение у граждан интереса на приобретение прав в отношении земельного участка и выражения соответствующего волеизъявления.

Также, Суд считает необходимым отметить, что в данной части действия органа местного самоуправления, направлены на обеспечение государственных и муниципальных интересов путем увеличения доходов в соответствующий бюджет. Однако, необходимо иметь ввиду, что реализация данных целей не должна осуществляться в ущерб общественным и личным правам граждан.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу ч.1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Указанные положения в своей совокупности наделяют каждого гражданина Российской Федерации правом на приобретение земельного участка в собственность либо в аренду, в том числе для целей строительства.

По мнению суда, правовая позиция администрации гор. Благовещенска фактически исключает различия между обозначенными Земельным Кодексом Российской Федерации различными процедурами предоставления земельных участков для целей строительства, устанавливая возможность приобретения прав на земельный участок только по результатам торгов. Принимая во внимание, что победителем торгов признается лицо, предложившее наивысшую цену, суд приходит к выводу, что действия администрации гор. Благовещенска фактически ставят возможность приобретения прав на земельный участок в зависимость от имущественного положения заявителя, создавая тем самым препятствия на равный доступ к приобретению прав на земельные участки.

Принимая во внимание, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации), суд находит указанные действия органа местного самоуправления незаконными.

При таких обстоятельствах, суд установил, что положения ст.ст. 30, 31 ЗК РФ четко регламентируют процедуру предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, исключая как возможность претендования иных лиц (помимо заявителя) на земельный участок, а соответственно и необходимость проведения торгов, так и необходимость поиска иных претендентов путем размещения соответствующей информации.

Ссылка Администрации гор. Благовещенска на положения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судом во внимание не принимается, поскольку данное постановление принято в рамках соответствующего спора, не имеющего преюдициальное значения при рассмотрении настоящего гражданского дела.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий администрации гор. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете «Благовещенск» (11 - ***) «Администрация г. Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв.м. в квартале *** *** для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного участка» в части «приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка».

Довод администрации гор. Благовещенска о необходимости рассмотрения настоящего искового заявления по правилам гл. 25 ГПК РФ судом во внимание не принимается, поскольку в данном случае спор между сторонами возник по поводу наличия у истицы в настоящее врем права на получение земельного участка преимущественно перед другими лицами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконными действия администрации г. Благовещенска по размещению объявления в еженедельной газете «Благовещенск» (11 - ***) «Администрация г. Благовещенска информирует население о возможном предоставлении земельного участка площадью 27 кв.м. в квартале *** *** для строительства гаража согласно прилагаемой схеме и сообщает о приеме заявлений о предоставлении в аренду данного участка» в части «приема заявлений о предоставлении в аренду данного земельного участка».

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий судья: Т.В. Пасютина

Оригинал документа


Прочие исковые дела
Наверх