2 сентября 2010

Дело № не определено

SecretDiscounter - кэшбек-сервис

...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Тюмень 2 сентября 2010 года

Председатель Тюменского гарнизонного военного суда Якимов С.Г., при секретаре Басковой Ю.В., с участием помощника военного прокурора Тюменского гарнизона Тульникова А.А., заявителя Ясиновских Е.В., представителя военного комиссара ... ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по заявлению бывшего военнослужащего ... военного комиссариата ... подполковника запаса Ясиновских Евгения Владимировича на действия военного комиссара ..., связанные с изданием приказа об исключении его из списков личного состава части без обеспечения жильем,

установил:

Ясиновских Е.В. проходил военную службу по контракту, находился в распоряжении Командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа (оперативно-стратегического командования), далее Командующий ПУрВО, и состоял на всех видах обеспечения в ... областном военном комиссариате. Дата обезличена года, соответствующим приказом Командующего ПУрВО он был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, на основании чего приказом военного комиссара ... от Дата обезличена года Номер обезличен был исключен из списков личного состава военного комиссариата с Дата обезличена года. При этом в указанных приказах названных выше должностных лиц было указано, что Ясиновских жилым помещением по установлен нормам обеспечен не был и уволен в запас с оставлением в списках лиц, имеющих право на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам. Считая свои права нарушенными, заявитель обратился в военный суд с соответствующим заявлением, в котором просил признать действия военного комиссара ..., связанные с изданием им приказа от Дата обезличена года Номер обезличен, в части исключения его из списков личного состава военного комиссариата ..., незаконными, а сам приказ подлежащий отмене. Он же просил суд восстановить его в списках личного состава, обязав военного комиссара ... произвести исключение его из списков личного состава комиссариата после представления жилого помещения и заключения с ним соответствующего договора социального найма. Также Ясиновских просил суд обязать указанное должностное лицо зачесть соответствующий период в срок военной службы.

В судебном заседании свои требования, изложенные в заявлении, Ясиновских полностью поддержал, просил суд удовлетворить все содержащиеся в нем требования и дополнительно сообщил следующее. В Дата обезличена, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий по команде им был подан рапорт, в котором он выразил согласие быть уволенным с военной службы, но с условием оставления его в списках личного состава части до предоставления жилого помещения и выдачи на руки договора социального найма. В ходе бесед, которые проводило с ним руководство военного комиссариата ... перед увольнением, он также выразил свое согласие быть уволенным в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, но при условии оставления его в списках личного состава военного комиссариата. По мнению заявителя своё согласие на увольнение с военной службы было обусловлено оказанным на него давлением руководства и кадрового органа военного комиссариата, которые заверили, что «пойдут ему на встречу» и сделают всё необходимое для решения его пожеланий. Вместе с тем, как пояснил суду Ясиновских, этого сделано не было и он был исключен из списков личного состава с Дата обезличена года.

Представитель военного комиссара ... ФИО1 в судебном заседании требования Ясиновских не признал и пояснил, что заявитель добровольно и без какого-либо принуждения со стороны руководства военного комиссариата согласился на увольнение с военной службы в связи проведением организационно-штатных мероприятий. В своё время, установленным порядком, он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, состоял в списках военнослужащих части, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Более того, решением жилищной комиссии, утвержденном военным комиссаром области, ему, с учётом состава его семьи, была выделена 2-х комнатная квартира общей площадью 62,5 кв.м. по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, квартира Номер обезличен. Оформление же договора жилищного найма на указанную квартиру произойдет после утверждения и согласования необходимых формальностей в различных инстанциях. Как-либо законных оснований, по мнению ФИО1, об отмене приказа военного комиссара ... об исключении Ясиновских из списков личного состава – не имеется.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 (начальник строевого отдела военного комиссариата ...) показал, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий военным комиссаром области Ясиновских было предложено написать соответствующий рапорт об увольнении с военной службы, что последним и было сделано. При этом в своем рапорте заявитель добровольно и без какого-либо воздействия на него выразил свое согласие на увольнение с военной службы. При этом ему было разъяснено положение п.1 ст.23 ФЗ «О статусе военнослужащих», запрещающих увольнение военнослужащих в запас в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, имеющих выслугу лет 10 лет и более, без их согласия. В своем рапорте Ясиновских также указал, что дав свое согласие на увольнение, он заявил условие – оставить его в списках личного состава части до предоставления жилого помещения и выдачи на руки договора социального найма. Данный рапорт и соответствующие документы были направлены в кадровый орган ПУрВО, а поздней состоялся приказ об увольнении Ясиновских с военной службы. Решением жилищной комиссии областного военного комиссариата заявителю ранее неоднократно выделялись жилые помещения, но он своевременно не смог предоставить в КЭЧ района необходимые документы. В очередной раз ему было выделено жилое помещение общей площадью 62,5 кв.м. по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, квартира Номер обезличен. Документы по оформлению данной квартиры находятся в ... КЭЧ района.

В судебном заседании помощник военного прокурора Тюменского гарнизона Тульников А.А. доводы ФИО1 полностью поддержал и пояснил, что в настоящее время не имеется нормативно-правовых актов Российской Федерации, регламентирующих нахождение военнослужащих в списках личного состава части после их увольнения с военной службы по основанию оформления с ними договора социального найма на предоставленное жилое помещение.

Заслушав мнение участников судебного заседания, изучив имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности, суд находит требования Ясиновских не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, согласно копии послужного списка заявитель проходил военную службу по контракту на различных должностях в военных комиссариатах ....

Согласно выписке из приказа военного комиссара ... Номер обезличен от Дата обезличена года Номер обезличен, Ясиновских, как состоящего в распоряжении Командующего ПУрВО и досрочно уволенного с военной службы Дата обезличена года в связи с организационно-штатными мероприятиями по п.п. «а» п.2 ст51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», исключен из списков личного состава военного комиссариата. Жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Уволен с оставлением в списках на получение (улучшение) жилой площадью по установленным нормам. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 14 лет 10 месяцев 23 дня. Данные факты усматривается и из выписки приказа Командующего ПУрВО Номер обезличен от Дата обезличена года.

Согласно сообщения начальника ФГУ «...» Ясиновских до настоящего времени состоит на учёте в данной квартирно-эксплуатационной части и проходит как лицо, претендующее на улучшение жилищных условий. Номер его очереди в военном комиссариате области Номер обезличен. Решением жилищной комиссии, утвержденном военным комиссаром, ему (с учётом состава его семьи), была выделена 2-х комнатная квартира общей площадью 62,5 кв.м. по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, квартира Номер обезличен. По сообщению КЭЧ района договор социального найма будет выдан Ясиновских после утверждения списка распределения жилых помещений в Департаменте имущественных отношений МО РФ (г.Москва) и Командующим ПУрВО.

Из копии рапорта Ясновских от Дата обезличена года следует, что тот ходатайствовал об увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям. В этом же рапорте он просил не исключать его из списков личного состава части до получения «на руки» договора социального найма. Данное волеизъявление заявителя усматривается и из листа беседы, датированного Дата обезличена года. При этом Ясиновских полностью согласился с основанием его увольнения с военной службы.

Принимая окончательное решение по делу суд также учитывает, что согласно статье 42 федерального закона «о воинской обязанности и военной службе», военнослужащий может проходить военную службу либо на должности, либо находится в распоряжении командира (начальника) не более шести месяцев. Каких-либо иных оснований для прохождения военной службы гражданами-военнослужащими не имеется.

Согласно подпункту «а» пункта 2 статьи 51 федерального закона «о воинской обязанности и военной службе», военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен с военной службы в связи организационно-штатными мероприятиями.

Из абзаца 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» усматривается, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. Эта же норма закреплена в пункте 17 статьи 34 Положения о прохождении военной службы.

Давая оценку намерению заявителя проходить военную службу в распоряжении командира до обеспечения жилым помещением, суд исходит их следующего (находится в списках личного состава военного комиссариата).

Использование военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, для прохождения службы на воинских должностях является прерогативой соответствующего командира (начальника). Согласно статьи 13 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение ближайшего прямого командира лишь для решения вопросов дальнейшего прохождения им военной службы. Данный вывод суда подтверждают сроки нахождения военнослужащих в распоряжении начальников, установленные настоящей статьей.

В подпункте «и» названной статьи определено, что при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава части в случаях, установленных Федеральным законом и Положением, тот содержится в распоряжении до его исключения. Вместе с тем, в Федеральном законе и Положении не содержится прямых указаний о том, что военнослужащий не обеспеченный жильем, должен проходить военную службу только в распоряжении командира и не исключаться из списков личного состава части до разрешения указанного вопроса.

Данный вывод суда подтверждает и норма, предусмотренная абзацем 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащего» и пунктом 17 его статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, запрещающая увольнять с военной службы военнослужащих, не обеспеченных жильем без их согласия.

Кроме того, суд отмечает, что при прохождении военной службы по контракту гражданин и федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в данном случае Министерство обороны РФ, принимают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими как порядок прохождения военной службы, так и порядок предоставления органом исполнительной власти гарантий и льгот военнослужащему.

Военнослужащий, подписывая контракт и приступая к военной службе, налагает на себя ряд обязанностей, которые отсутствуют в других видах трудовой деятельности, в частности обязанность продолжать службу после истечения срока, указанного в контракте, в случаях, предусмотренных в законе. К числу таких случаев закон относит норму, предусмотренную абзацем 2 части 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащего» и пунктом 17 его статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы.

Таким образом, после истечения срока, указанного в контракте, военнослужащий реализует свое право на труд посредством либо дальнейшего прохождения военной службы - до обеспечения его жилым помещением, либо увольнения с военной службы- с условием его последующего обязательного обеспечения жильем, как находящего в списке очередников на получение жилых помещений (улучшения жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы.

Данные положения закреплены и в пункте 13 статьи 15 того же Федерального закона, согласно которого военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемые с военной службы по достижению им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Указанные выводы следует отнести к случаям увольнения с военной службы военнослужащих, имеющих право быть обеспеченными жилыми помещениями, по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих, не обеспеченных жилыми помещениями по нормам, установленным жилищным законодательством. То есть намерение Ясиновских проходить военную службу лишь в распоряжении начальника, находясь при этом в списках личного состава комиссариата, до предоставления ему по жилого помещения по договору социального найма, действующим законодательство Российской Федерации не предусмотрено.

Таким образом, отмечает суд, право заявителя быть обеспеченным жилым помещением, в данной сложившейся ситуации, никоим образом не нарушено. В настоящее время он признан (и таковым является), как нуждающимся в получении жилого помещения. После увольнения с военной службы и исключению из списков личного состава подлежит обеспечению жилым помещением со всеми правами и льготами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих.

Что же касается утверждения Ясиновских о том, что подавая рапорт по команде в котором он выразил своё желании быть досрочно уволенным с военной службы, он был, якобы, был введен в заблуждение руководством военного комиссариата о последствиях своих действий, то суд находит такое его утверждение не соответствующим действительности, поскольку оно противоречит пояснениям в суде представителя военного комиссара ФИО1 и свидетеля ФИО5, каждого в отдельности. Кроме того, из текста копий рапорта и листа беседы с Ясиновским, написанными и подписанными им собственноручно, явствует, что настоящие документы изготовлены им: «… добровольно, без какого-либо давления со стороны командования. Претензий к МО РФ не имею». Как пояснил в суде сам Ясиновских, он заблуждался о последствиях совершенных им действий, поскольку надеялся на «порядочность» руководства военного комиссариата, которое заверило его, что все его права, как увольняемого военнослужащего, будут соблюдены.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что при таких обстоятельствах военный комиссар ... при исключении Ясиновских из списков личного состава части без предоставления договора социального найма на жилое помещение не допустил нарушений требований законов и нормативных правовых актов, определяющих статус военнослужащих и регламентирующих порядок прохождения ими военной службы. При таких данных обстоятельствах, в своей совокупности, суд находит вышеуказанные заявления Ясиновских не соответствующим действующему законодательству, усматривает в его действиях злоупотребления правом по формальным основания, в связи с чем у суда отсутствуют основания для восстановления Ясиновских на военной службе, путем отмены приказа об исключении его из списков личного состава военного комиссариата.

Поскольку остальные требования заявителя являются производными от требования заявителя о восстановлении его списках личного состава, в удовлетворении которого ему отказано, то они также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления бывшего военнослужащего ... военного комиссариата ... подполковника запаса Ясиновских Евгения Владимировича на действия военного комиссара ..., связанные с изданием приказа об исключении его из списков личного состава части без обеспечения жильем - отказать.

Решение может быть обжаловано кассационном порядке в Уральский окружной военный суд через Тюменский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня его принятия.

Председатель Тюменского гарнизонного

военного суда С.Г.Якимов

Оригинал документа


не определено
Наверх