9 февраля 2011

Дело № не определено

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«9» февраля 2011 года. р.п. Турки.

Аркадакский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи И.В.Смотрова

при секретаре судебного заседания И.В.Андрееве,

с участием прокурора С.Ю.Нефёдова,

представителя заинтересованного лица Ю.В. Шиповского,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Турковского района Саратовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области по не устранению нарушений правил пожарной безопасности и возложении обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Турковского района Саратовской области в интересах

неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области по не устранению нарушений правил пожарной безопасности и обязать данный орган местного самоуправления устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: обеспечить входящие в состав Перевесинского муниципального образования сельские населённые пункты (с.Перевесинка, с.Старые Гривки) пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; оборудовать естественный водоисточник Перевесинского муниципального образования (р.Хопёр) подъездами с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12Х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоёмов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; проводить проверку работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год (весной и осенью); оборудовать территории населённых пунктов наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пирсов пожарных водоёмов; установить на территориях населённых пунктов муниципального образования средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Прокурор района свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Турковского района проведена проверка соблюдения правил и норм пожарной безопасности органами местного самоуправления Турковского района, в ходе которой установлено, что Отделением Государственного пожарного надзора по Турковскому району по результатам проверки соблюдения пожарной безопасности на территории Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области 28 февраля 2009 года вынесено предписание в адрес главы указанного муниципального образования об устранении вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности, однако до настоящего времени вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности не устранены.

Прокурор считает, что бездействие администрации Перевесинского муниципального образования, выразившееся в не устранении нарушений требований пожарной безопасности, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории указанного муниципального образования, на защиту их жизни, здоровья и имущества.

В судебном заседании заместитель прокурора Турковского района Нефёдов С.Ю. отказался от требования о признании незаконным бездействия администрации Перевесинского муниципального образования в части не оборудования территорий населённых пунктов наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря и возложения обязанности устранить такое нарушение правил пожарной безопасности, поддержав остальные требования, содержащиеся в заявлении, и просил суд признать бездействие администрации Студёновского муниципального образования по не устранению нарушений требований пожарной безопасности незаконным и обязать данный орган местного самоуправления устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности.

Глава администрации Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области Шиповский Ю.В. требования прокурора признал, подтвердив своё признание письменным заявлением, пояснив, что указанные в заявлении прокурора нарушения правил пожарной безопасности до настоящего времени не устранены, поскольку нет необходимых для устранения этих недостатков финансовых средств.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 ( с последующими изменениями и дополнениями) гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

В целях охраны жизни и здоровья человека и гражданина и исполнения положений Конституции Российской Федерации приняты Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Правила пожарной безопасности, которые, в свою очередь, в совокупности направлены по своей правовой природе на обеспечение пожарной безопасности. В соответствии с действующим законодательством пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В силу ст.34 федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года, №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 19 федерального закона от 21 декабря 1994 года, №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)

к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе и неопределённого круга лиц.

В ходе судебного заседания установлено, что Отделением Государственного пожарного надзора по Турковскому району в феврале 2009 года в ходе проверки соблюдения правил и норм пожарной безопасности на территории Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области были выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности, установленные стандартами, нормами и правилами ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации», утверждённые Приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003 года:

- входящие в состав Перевесинского муниципального образования сельские

населённые пункты (с.Перевесинка, с. Старые Гривки) не обеспечены пожарными мотопомпами для целей пожаротушения (п.31 ППБ 01-03);

  • естественный водоисточник Перевесинского муниципального образования
  • (р.Хопёр) не оборудован подъездами с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размерами не менее 12Х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (п.п.94,114 ППБ01-03);

  • у водоёмов, а также по направлению движения к ним не установлены
  • соответствующие указатели (п.90 ППБ 01-03);

  • не проведена проверка работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз
  • в год (весной и осенью) (п.89 ППБ 01-03);

  • не оборудованы территории населённых пунктов наружным освещением в
  • тёмное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, пирсов пожарных водоёмов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря (п.27 ППБ 01-03);

    По результатам проверки 28 февраля 2009 года ОГПН по Турковскому району в адрес главы администрации Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области вынесено предписание об устранении вышеуказанных нарушений Правил пожарной безопасности. Однако до настоящего времени указанные нарушения Правил пожарной безопасности администрацией Перевесинского муниципального образования не устранены, что не отрицал в суде глава данного муниципального образования Шиповский Ю.В.

    Суд не может согласиться с доводами главы администрации Перевесинского муниципального образования Шиповского Ю.В. о том, что бездействие со стороны администрации данного муниципального образования отсутствует, поскольку на устранение нарушений Правил пожарной безопасности нет необходимых финансовых средств, так как эти доводы опровергнуты в судебном заседании соответствующими доказательствами, в том числе и объяснениями самого Шиповского Ю.В., тогда как законность бездействия обязан доказать орган, чьё бездействие оспаривается согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ.

    Суд установил, и Шиповский Ю.В. в суде не отрицал, что выявленные ещё в 2009 году нарушения Правил пожарной безопасности, указанные в заявлении прокурора, до настоящего времени не устранены. Других причин, кроме отсутствия финансовых средств, не устранения нарушений Правил пожарной безопасности Шиповский Ю.В. в суде не указал, и не отрицал того, что соблюдение нарушенных правил пожарной безопасности лежит на органе местного самоуправления, которым он руководит. Вместе с тем суд не может признать доводы об отсутствии финансовых средств как доказательство законности бездействия, поскольку соблюдение законов не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия финансовых средств органа, которому предписано исполнять требования закона, либо его усмотрения.

    Поскольку на администрации Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области лежит обязанность обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах поселений, находящихся на территории муниципального образования, однако указанные в заявлении прокурора нарушения Правил пожарной безопасности длительное время администрацией данного муниципального образования не устраняются, суд приходит к выводу, что со стороны указанного органа местного самоуправления имеет место бездействие, что нарушает права неопределённого круга лиц на пожарную безопасность, в связи с чем заявление прокурора подлежит удовлетворению

    В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ с администрации Перевесинского муниципального образования подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, поскольку в силу подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления только в случаях участия их в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, тогда как администрация Перевесинского муниципального образования по данному делу является заинтересованным лицом, чьё бездействие в порядке установленном главами 23 и 25 ГПК РФ обжаловано в суде прокурором.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198,258 ГПК РФ, суд

    решил:

    Признать незаконным бездействие администрации Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области по не устранению нарушений Правил пожарной безопасности.

    Обязать администрацию Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности, а именно: обеспечить входящие в состав Перевесинского муниципального образования сельские населённые пункты (с.Перевесинка, с.Старые Гривки) пожарными мотопомпами для целей пожаротушения; оборудовать естественные водоисточники Студёновского муниципального образования подъездами с площадкой (пирсом) с твёрдым покрытием размерами не менее 12Х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоёмов, а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; проводить проверку работоспособности пожарных гидрантов не реже двух раз в год (весной и осенью); оборудовать территории населённых пунктов наружным освещением в тёмное время суток для быстрого нахождения пирсов пожарных водоёмов; установить на территориях населённых пунктов муниципального образования средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

    Взыскать с Перевесинского муниципального образования Турковского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 200 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий

    Оригинал документа
    Жалобы на неправомерные действия (бездействие)
    Телефоны юристов
    Наверх