15 февраля 2011

Дело № 33-391/2011

Судья Черемисин Е.В. Дело № 33-391/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 февраля 2011 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Руди О.В.,

судей Радикевич М.А., Петровского М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Томске дело по иску Колчевой О. В. к администрации г.Томска об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

по кассационной жалобе администрации г.Томска на решение Советского районного суда г.Томска от 20 декабря 2010 года.

Заслушав доклад судьи Радикевич М.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Колчева О.В. обратилась в суд с иском к администрации г.Томска об обязании предоставить ей вне очереди жилое помещение на территории /__/ общей площадью не менее /__/ кв.м.

В обоснование иска указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без /__/. Ее отец – К. умер, мать – К. /__/. Постановлением главы администрации Октябрьского района г.Томска от 12.07.1993 она определена в Томское областное образовательное учреждение для /__/ и детей, /__/ «/__/», где находилась на полном государственном попечении с 29.08.1993 по 03.09.2002. С 2002 по 2005 г. она проходила обучение и находилась на полном государственном обеспечении в ОГОУ НПО «/__/». Распоряжением главы администрации Октябрьского района г.Томска от 03.08.2010 она поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и включена в списки /__/, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения. Просила исковые требования удовлетворить.

Истец Колчева О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель администрации г.Томска Литвина Е.С. в судебном заседании пояснила, что администрация г.Томска раз в год предоставляет сведения Администрации Томской области о количестве лиц из числа /__/, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В настоящее время размеры финансирования местного бюджета на исполнение переданных государственных полномочий в части обеспечения жилыми помещениями /__/ и детей, /__/, не соответствуют необходимым. Просила в иске к Администрации г.Томска отказать.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Томской области.

Обжалуемым решением на основании ст.8 Федерального закона №159 от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.15 Закона Томской области от 19.08.1999 №28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области», ст.ст.1,6, ч.ч.1,2 ст.3 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», Закона Томской области от 08.06.2005 №91-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ст.ст.1,140,152 БК РФ исковые требования Колчевой О.В. удовлетворены.

В кассационной жалобе администрация г.Томска просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает решение суда незаконным, необоснованным. Законом Томской области от 11.09.2007 №188-ОЗ органы местного самоуправления городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению /__/, детей, /__/, жилыми помещениями, однако суд необоснованно пришел к выводу о возложении обязанности по предоставлению жилых помещений /__/ на администрацию г.Томска. Вывод суда о том, что гражданин не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право истца на предоставление жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств, предусмотренных на реализацию вышеуказанного закона, основан на неверном толковании и применении норм материального права и делает решение суда неисполнимым. Расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ, поэтому органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Таким образом, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями /__/ и детей, /__/, возложена на органы исполнительной власти Томской области. Неверным считает вывод суда относительно того, что право /__/ на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона ТО №188-ОЗ, а также вывод о том, что из приведенных норм не усматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку /__/ либо лицу, /__/. Муниципальному образованию г.Томск выделена субвенция в размере /__/ рублей на осуществление государственных полномочий по обеспечению /__/ и детей, /__/, на 2010 год. Управлением социальной политики администрации г.Томска был заключен муниципальный контракт от 05.05.2010 на приобретение жилого помещения на сумму /__/ рублей, которое было предоставлено Белялову О.А. во исполнение Закона ТО №188-ОЗ. Оставшихся /__/ рублей на покупку еще одного жилого помещения за счет субвенций не достаточно. Суд вменил в обязанность администрации г.Томска использовать средства бюджета МО г.Томск на реализацию переданного государственного полномочия.

В возражениях на кассационную жалобу администрации г.Томска представитель администрации Томской области Шапарева М.А. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев дело по правилам ч.1 ст.347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не нашла.

При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Колчевой О.В.

Судом верно на основании представленных доказательств установлено, что Колчева О.В. относится к категории /__/, являлась /__/ /__/, «/__/», находилась на полном государственном обеспечении с 29.08.1993 по 03.09.2002 (л.д.18). Справкой Администрации Октябрьского района г.Томска /__/ от 04.08.2010 подтверждается, что на основании распоряжения главы администрации Октябрьского района г.Томска /__/ от /__/ истец включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях (/__/), а также в список /__/ и детей, /__/ (/__/) (л.д.17).

Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области», /__/ и дети, /__/, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Частью 1 статьи 1 Закона Томской области № 188-ОЗ от 11.09.2007 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» предусмотрено, что администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями /__/ и детей, /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ч. 1 ст. 3 данного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет /__/ и детей, /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения /__/ и детям, /__/, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст. 3 Закона).

Дума г.Томска решением от 25.12.2007 № 740 «Об осуществлении Администрацией г.Томска отдельных государственных полномочий» установила, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями /__/ и детей, /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания осуществляются Администрацией г.Томска.

Из распоряжения мэра города Томска от 04.05.2008 №р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «Город Томск» следует, что администрация города Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области № 188-ОЗ от 11.09.2007, а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

С учетом изложенного Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что надлежащим ответчиком по предоставлению Колчевой О.В. жилого помещения является Администрация г.Томска, обладающая в рамках осуществления переданных государственных полномочий правом и обязанностью по обеспечению жилыми помещениями /__/ и детей, /__/, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Кроме того, выше приведенные правовые нормы федерального и областного законодательства не предусматривают обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному /__/ либо лицу, /__/. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). гражданин, в силу статей 1 и 152 бюджетного кодекса РФ, не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств у субъекта обязанности. В этой связи несогласие представителя ответчика в кассационной жалобе с указанным обстоятельством, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку на законе не основано.

Указания кассатора, что обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями /__/ и детей, /__/, возложена на органы исполнительной власти Томской области, не могут являться основанием к отмене постановленного решения. В данном случае, как правильно указал суд в решении, обеспечение вне очереди жилым помещением /__/ и детей, /__/, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона Томской области № 188-ОЗ. При этом в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации либо, в соответствии со ст.7 Закона Томской области №188-ОЗ от 11.09.2007, дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным доказательствам дана надлежащая оценка с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, применены соответствующие нормы права и постановлено законное и обоснованное решение. Доводы, на которые ссылается представитель ответчика в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции, на них даны ответы в решении суда.

Руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361, ст. 366 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Советского районного суда г.Томска от 20 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Томска – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Оригинал документа


Другие жилищные споры
Наверх