23 декабря 2011

Дело № 2-628/2011

Дело № 2 - 628/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2011 года п.г.т. Южно-Курильск

Мировой судья судебного участка № 23 МО «Южно-Курильский городской округ» Сахалинской области Лавренов Н.П., с участием секретаря судебного заседания Алейник, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шулакова Андрея Евгеньевича к ОАО «Авиационная компания «Континент» о нарушении прав потребителя по договору воздушной перевозки пассажира о взыскании с перевозчика суммы уплаченной за перевозку (цену электронного билета) 44 925 руб. и о взыскании с перевозчика компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.

установил:

Шулаков А.Е. обратился к мировому судье с иском к ОАО «Авиационная компания «Континент» о нарушении прав потребителя по договору воздушной перевозки пассажира о взыскании стоимости билетов и компенсации морального вреда, указывая, что между Шулаковым А.Е. (пассажир) и ОАО «Авиационная компания «Континент» (перевозчик) был заключен договор воздушной перевозки пассажира от 03 июля 2011 года № (билета) <НОМЕР>, <НОМЕР>, <НОМЕР> (далее договор).

По условиям договора перевозчик обязался доставить пассажира от а/п Красноярск (пункт отправления) до а/п Южно-Сахалинск (пункт назначения), рейсом ЛК 339, следующим 20 августа 2011 года в 07 часов 45 минут по маршруту а/п Красноярск - а/п Южно - Сахалинск. Однако в связи с прекращением операционной деятельности и аннулированием свидетельства эксплуатанта с 29 июля XXXX г.рожд.ейсы перевозчика отменены.

Факт отмены рейса ЛК 339 подтверждается справкой, выданной ОАО «Приморское агентство авиационных компаний» ТМ БИЛЕТУР.

Просит взыскать с ответчика сумму, уплаченную за перевозку (цену электронного билета) в размере 44 925 руб. и компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Истец в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От него имеете заявление, в котором он просит рассмотреть гражданское дело без его участия, свои исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик, будучи надлежащим образом извещенный о дате судебного разбирательства по месту регистрации юридического лица. В судебное заседание своего представителя не направил, причины не явки суду не сообщил. Возражение на иск в суд также не представил. Корреспонденция направлена в судебный участок с отметкой «истёк срок хранения».

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ - суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о месте и времени судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ следует, что общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с п. 1 ст. 786 Гражданского кодекса РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Согласно ч. 1 ст. 105 Воздушного кодекса РФ договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Согласно ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 года № 82, перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

Закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза.

Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированные перевозчиком и опубликованными в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов (пункт 72 Правил).

В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной

перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом (п. 74 Правил).

Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией (п. 76 Правил).

Таким образом, продавая билет на определенный рейс, перевозчик берет на себя обязательство доставить пассажира в пункт назначения в соответствии с расписанием при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного суда, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Пункт 10.2 Правил регулирует права и обязанности перевозчика при отмене и переносе рейса.

Так, пунктом 10.2 Правил международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 03 января 1986 года № 1/И установлено, что, если того требуют обстоятельства, перевозчик может бeз предупреждения отменить, прервать, перенести, задержать выполнение любого своего рейса. В этих случаях, по согласованию с пассажиром, перевозчик, принимая во внимание уважительные причины и интересы пассажира, должен выполнить перевозку такого пассажира другим своим рейсом, или передать его для перевозки иностранному перевозчику, или организовать перевозку другим видом транспорта, или произвести возврат сумм в соответствии с правилами применения тарифов перевозчика.

Из содержания пункта 10.2 Правил следует, какие действия, если того требуют обстоятельства, должен совершить перевозчик по перевозке пассажиров при отмене или переносе рейса. В этих случаях, по согласованию с пассажиром перевозчик должен выполнить перевозку пассажира другим своим рейсом, или передать его для перевозки иностранному перевозчику, или организовать перевозку другим видом транспорта, или произвести возврат сумм.

При рассмотрении дела Судом установлено, что 03 июля 2011 года между сторонами заключен договор воздушной перевозки по маршруту а/п Красноярск - а/п Южно-Сахалинск рейсом ЛК 339, следующим 20 августа 2011 года в 07.45, а именно по военному проездному документу истца были куплены билеты на:

<ФИО1> - 7675 руб., <НОМЕР> (билета) <НОМЕР>;

<ФИО2> - 7675 руб. <НОМЕР> (билета) <НОМЕР>;

<ФИО3> - 14225 руб. <НОМЕР> (билета) <НОМЕР>;

<ФИО4> -15350 руб. <НОМЕР> (билета) <НОМЕР>;

Однако в связи с прекращением операционной деятельности и аннулированием свидетельства эксплуатанта с <ДАТА4> рейсы перевозчика были отменены.

Факт отмены рейса ЛК 339 подтверждается справкой, выданной ОАО «Приморское агентство авиационных компаний» ТМ БИЛЕТУР.

Согласно абзацу 2 пункта 231 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса РФ от <ДАТА7> <НОМЕР> 82 одно из оснований для возврата провозной платы является аннулирование свидетельства эксплуатанта и приостановление операционной деятельности авиакомпании.

Согласно разделу XVI Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155, в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку или невыполненную часть перевозки;

Суд установил, что стоимость билетов в электронном виде Красноярск - Южно-Сахалинск составляет 44 925 руб. Поскольку ответчик не выполнил свои обязательства по перевозки, Суд считает исковые требования истца законными и обоснованными. Поэтому суд взыскивает с ответчика в пользу истца стоимость билетов в размере 44 925 руб.

Разрешая исковые требования Шулакова А.Е. в части компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии со ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» - Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Поскольку услуга по перевозке истцу не была оказана, то размер компенсации морального вреда с учетом конкретных обстоятельств дела, степени страданий истца, отсутствия тяжких необратимых последствий для истца, а также требований разумности и справедливости Суд считает правомерным определить в размере 5000 руб. В остальной части иска истцу отказать.

Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, государственную пошлину не оплачивал, руководствуясь положениями Налогового кодекса РФ, предусматривающими, что истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от ее уплаты.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При таких обстоятельствах, с учетом требований ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в федеральный бюджет в размере 1 698 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья

решил:

Исковые требования Шулакова Андрея Евгеньевича удовлетворить частично.

Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» в пользу Шулакова Андрея Евгеньевича сумму, уплаченную за авиабилеты в размере 44 925 руб., в счет компенсации морального вреда 5000 руб., а всего взыскать 49 925 руб. В остальной части иска истцу отказать.

Взыскать с ОАО «Авиационная компания «Континент» судебные издержки в пользу федерального бюджета за рассмотрение дела в суде в размере 1 698 руб.

Решение может быть обжаловано в Южно-Курильский районный суд через мирового судью в течение десяти суток с момента вынесения.

Мировой судья Н.П. Лавренов

Оригинал документа
О защите прав потребителей - из договоров в сфере торговли, услуг и т.п.
Телефоны юристов
Наверх