1 декабря 2011

Дело № 2-4667/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Омск 01.12.2011 года

Центральный районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Соснина И.И.

при секретаре судебного заседания Костючко Ю.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление

прокурора г.Омска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации г.Омска, департамента образования Администрации г.Омска и возложении обязанности в срок до 01.01.2015 года организовать дошкольные образовательные учреждения с количеством мест не менее 34 408,

установил:

Прокурор г.Омска обратился в Центральный районный суд г.Омска с указанным заявлением.

В обоснование заявленных требований прокурор города в тексте заявления, представитель прокурора города Зайцева Н.Ф. в судебном заседании ссылаются на те обстоятельства, в настоящее время на территории г.Омска имеет место увеличение рождаемости детей, всего в городе проживает более 80 000 детей в возрасте от 0 до 7 лет. По результатам проводимых прокуратурой города и прокуратурами округов города Омска проверок установлено, что обеспеченность местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 48%. Имеют место многочисленные обращения граждан в органы прокуратуры в связи с невозможностью реализации права на получение их детьми бесплатного дошкольного образования. Таким образом, по мнению прокурора г.Омска, принимаемые Администрацией города и департаментом образования Администрации г.Омска меры по реализации такого права граждан и обеспечению детей местами в дошкольных образовательных учреждениях являются недостаточными. При этом, обязанность организовать доступное и бесплатное дошкольное образование лежит на органах местного самоуправления в силу требований законодательства РФ, в том числе, Федерального закона «Об образовании». Данная обязанность Администрацией города и департаментом выполняется не в полной мере.

Просят суд признать незаконным бездействие администрации г.Омска и департамента образования Администрации г.Омска по обеспечению прав граждан на доступное дошкольное образование на территории г.Омска и обязать последних в срок до 01.01.2015 года организовать на территории города дошкольные образовательные учреждения с дополнительным количеством мест не менее 34 408 мест, что составляет количество очередников по предоставлению мест в бесплатных дошкольных учреждениях по состоянию на 01.08.2011 года.

Срок до 01.01.2015 года просят установить по тем основаниям, что находят его разумным и достаточным для реального исполнения требований истца.

При этом, прокурором учитывалось, что соответствующие расходы необходимо запланировать в бюджете города, создание новых мест требует дополнительного строительства зданий дошкольных образовательных сооружений, реконструкцию уже имеющихся.

Представитель Администрация г.Омска по доверенности Дымура О.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Полагает, что требования истца являются незаконные и необоснованные. Из текста заявленных требований представителю непонятно, какие действия, по мнению прокурора, должна совершить Администрация для восстановления нарушенного права граждан. По мнению представителя, прокурором не представлены доказательства количества нуждающихся в предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях, при этом, постановка граждан на очередь для предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях, по мнению представителя, еще не свидетельствует о намерении граждан реализовать данное право именно в момент постановки в очередь, поскольку очень часто на очередь встают жители города, детям которых не исполнилось 2 месяца, в связи с чем, представитель полагает, что цифра указанная в заявлении прокурора существенно завышена и не отражает реальное количество желающих воспользоваться правом на дошкольное образование.

Также заявил о том, что обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Омска возложена на департамент образования Администрации г.Омска.

Кроме того, полагает, что требования прокурора нарушают положения бюджетного законодательства РФ, согласно которому органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок расходования средств бюджета. Однако, исходя из требований прокурора, на создание 34 408 мест в дошкольных образовательных учреждениях требуется порядка 30 - 40 млрд. руб., бюджет города (доходная часть) составляет около 13 млрд. руб., таким образом, своими требованиями прокурор города фактически решает каким образом органу местного самоуправления распределять бюджетные ассигнования, не учитывает необходимость иных расходов, в том числе, в социальной сфере.

Также пояснил, что со стороны Администрации города принимаются меры по реализации полномочий в рассматриваемой части, с 2005 по август 2011 года организовано более 4 800 мест в дошкольных образовательных учреждениях. В следующем году на дошкольное образование Администрацией города будет направлено более 1 миллиарда руб.

Представитель департамента образования Администрации г.Омска Ефременко Д.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Подтвердил доводы представителя Администрации г.Омска.

Дополнительно пояснил, что, по его мнению, со стороны департамента образования отсутствует признак бездействия по рассматриваемому вопросу. В настоящее время утверждена ведомственная целевая программа, существует план мероприятий по обеспечению доступности дошкольного образования в 2011 - 2012 г.г., за период с 2005 по 2011 год вновь организовано 242 группы в дошкольных образовательных учреждениях, что составляет 4 840 мест. При этом, департамент является главным распорядителем бюджетных средств, утверждается лимит бюджетных ассигнований, в том числе, и на дошкольное образование, за пределы выделенных бюджетных средств департамент выйти не может.

Подтвердил наличие очередности, что связано как с возрастными ограничениями, так и наполняемостью дошкольных образовательных учреждений. Заявил о том, что на сегодняшний день фактически нуждается в местах в дошкольных образовательных учреждениях 9 509 человек, то есть число очередников, дети которых родились в 2008 году и ранее.

Представители Омского городского Совета Михеева Т.В., Якш К.А. возражали против удовлетворения заявленных требований.

Заявили об отсутствии бездействие со стороны администрации г.Омска и департамента образования по рассматриваемому судом вопросу, так как имеет место принятие мер по реализации прав граждан на получение их детьми бесплатного дошкольного образования. В рамках заложенных бюджетных средств Администрация г.Омска выполняет возложенные функции. Ежегодно в бюджете определяется перечень первоочередных расходов. Полагает, что в настоящее время имеет место нуждаемость в местах в дошкольных образовательных учреждениях около 9 000 человек.

Представитель Правительства Омской области заявленные прокурором г.Омска требования поддержал в полном объеме, заявил о том, что Правительство области готово увеличить объем субвенций по выполнению своих обязанностей в рамках полномочий, предоставленных законодательством об образовании.

Заслушав представителей прокурора г.Омска, Администрации г.Омска, департамента образования Администрации <адрес>, Омского городского Совета, <адрес>, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований в части.

В соответствии ч.ч. 1, 2 ст.43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование (ч.1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч.2).

Согласно п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Статья 31 Закона РФ «Об образовании», также устанавливает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

На основании п. 3 Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Пунктом 7 вышеназванного Постановления определены виды дошкольных образовательных учреждений - детские сады.

Исходя из представленных доказательств, пояснений сторон, суд приходит к выводу о доказанности нарушения прав граждан при реализации их прав на общедоступное бесплатное дошкольное образование детей.

Из пояснений представителей Администрации города и департамента образования, представленных доказательств, следует, что за период с 2005 по 2011 годы произошло увеличение количества мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях на 242 группы, что составило 4 840 мест (л.д. 115), ежегодно увеличивается число средств, потраченных на дошкольное образование (л.д. 116), вопросы дошкольного образования являются предметом рассмотрения Омским городским Советом (л.д. 74).

Однако, на момент обращения в суд, количество детей, находящихся в очереди в муниципальные дошкольные образовательные учреждения составляло 34 408 человек, в том числе, XXXX г.рождения - 1 350, XXXX г.р. - 1 740, XXXX г.р. - 2 698, XXXX г.р. - 4 212, XXXX г.р. - 8 159, XXXX г.р. - 12 011, XXXX г.р. - 4 238 (л.д. 13). Прокурором представлены копии обращений граждан в органы прокуратуры с заявлением о нарушении прав их детей на бесплатное дошкольное образование (л.д. 199-250).

Имеют место судебные постановления по искам граждан о предоставлении мест в дошкольных образовательных учреждениях (л.д. 152-152).

Кроме того, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Х. пояснила, что проживает в Советском округе г.Омска, семья свидетеля состоит из трех человек, в том числе сына свидетеля, которому 2,5 года. С сентября текущего года последний посещает частный детский сад, поскольку не смогла получить место в бесплатном муниципальном дошкольном образовательном учреждении. При этом, Х. поставила сына на очередь для получения места в дошкольном образовательном учреждении в два месяца, хотела отправить ребенка в этом возрасте в детский сад, но до настоящего времени место не предоставлено. Имеется соответствующее письмо из администрации в котором указано, что свидетель стоит в очереди под номером 17, мест в дошкольном образовательном учреждении нет.

Свидетель О. пояснила, что проживает в Центральном округе г.Омска, семья состоит из двух человек - свидетеля и его сына. Сыну 2 года 8 месяцев, в садик не ходит по причине отсутствия места. Поставила ребенка на очередь в дошкольное образовательное учреждение в 56 дней от его рождения, хотела отправить ребенка в этом возрасте в ДОУ, но до настоящего времени место не предоставлено. В июле 2011 года в очередной раз отказано в предоставлении места. Работники администрации округа заявили о том, что свидетель находится в очереди под номером 56.

Э. пояснила, что проживает в Центральном округе г.Омска, семья состоит из четырех человек - свидетель, его супруг и двое детей 11 и 2,5 лет, в садик младший ребенок не ходит по причине отсутствия места в дошкольном образовательном учреждении. В очереди стоит с момента исполнения ребенку 2-х месяцев, свидетель намеревалась отправить своего ребенка в детский сад в годовалом возрасте, но до настоящего времени место не предоставили. В июне 2011 года отказали в предоставлении места аргументировали это тем, что ребенок поставлен на очередь поздно.

Означенные доказательства свидетельствуют о наличии со стороны администрации г.Омска и департамента образования Администрации г.Омска бездействия, что влечет за собой нарушение прав детей на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении.

Обязанность по реализации права граждан на бесплатное дошкольное образование возложена на департамент образования Администрации г.Омска в силу п.п. 2 п. 18 Положения о департаменте образования Администрации г.Омска, согласно которому, в сфере управления муниципальной системой образования города Омска департамент организует, в том числе, предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Омска.

Оценивая доводы представителей Администрации г.Омска, департамента образования и Омского городского Совета об отсутствии необходимых денежных средств в бюджете города, вмешательстве прокурора города в функции органов местного самоуправления, суд учитывает, что закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

При этом, отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации в качестве основания для освобождения от исполнения установленных законом обязанностей, в связи с чем недостаточность собственных средств муниципального образования на организацию дошкольных учреждений не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления.

Рассматривая требования истца о возложении на Администрацию города, департамент образования Администрации города обязанности к 01.01.2015 года организовать дошкольные образовательные учреждения с дополнительным количеством мест не менее 34 408, суд учитывает, что согласно абз. 3 п. 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666), дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Исходя из представленных сведений, следует, что в значительной части случаев имеет место постановка на очередь детей, не достигших на момент подачи их родителями соответствующих заявлений о включении в соответствующую очередь 2-х месячного возраста, то есть такие дети не могут быть приняты в дошкольное образовательное учреждение (л.д. 184-190).

Также, имеют место случаи, когда детей, уже достигших 2-х месячного возраста, родители ставят на очередь с целью последующего устройства в дошкольное образовательное учреждение, то есть спустя некоторое время после постановки на очередь.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами представителей администрации города и департамента образования о том, что число подавших заявление о включении их в очередь для получения направления в дошкольное образовательное учреждение значительно выше числа граждан, намеренных реально в данный конкретный момент воспользоваться правом на получение их детьми дошкольного образования.

Имеющаяся очередность, по мнению суда, скорее отражает количество лиц, намеренных направить своих детей в муниципальные дошкольные учреждения, как в ближайшее время, так и в перспективе, то есть через 1-2 года.

Необходимость учета таких граждан связана с обязанностью органов местного самоуправления своевременно и надлежащим образом обеспечивать потребность граждан в реализации права их детей на дошкольное образование, расширять при необходимости сеть дошкольных образовательных учреждений.

Таким образом, устанавливая соответствующую обязанность Администрации г.Омска и департамента образования Администрации г.Омска, суд полагает необходимым обязать их принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении лицам, имеющим право на получение данного вида образования и изъявившим желание реализовать данное право, установив срок исполнения данной обязанности не позднее 01.01.2015 года.

Определяя данный срок, суд соглашается с выводами прокурора в указанной части, в том числе, с его доводами о том, что соответствующие расходы необходимо планировать в бюджете, создание новых мест требует дополнительного строительства зданий дошкольных образовательных сооружений, реконструкцию уже имеющихся.

При этом, исходя из представленных документов Администрацией города, стоимость одного дошкольного образовательного учреждения в ценах 2005 года составляет около 120 000 000 руб., стоимость создания 1 места - 385 332 руб. (л.д. 108).

Таким образом, установленный срок, по мнению суда, является достаточным для принятия исчерпывающих мер для обеспечения реализации нарушенного права жителей города.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Администрации г.Омска и департамента образования Администрации г.Омска по обеспечению реализации права граждан на бесплатное дошкольное образование на территории г.Омска

Обязать Администрацию г.Омска и департамента образования Администрации г.Омска принять меры по организации предоставления бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях г.Омска лицам, имеющим право на получение такого образования в срок до 01.01.2015 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в десятидневный срок со дня его вынесения через Центральный районный суд г. Омска.

Судья И.И.Соснин

Оригинал документа


Прочие исковые дела
Наверх