7 октября 2011

Дело № 2-2050/11

Гр. Дело № 2- 2050/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 октября 2011 года г. Апатиты

Мировой судья судебного участка № 3 г. Апатиты Мурманской области с подведомственной территорией Горюнов И.М.,

при секретаре Косныревой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Людмилы Валерьяновны к Муниципальному образованию Администрации г. Апатиты о взыскании понесенных расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера,

установил:

Соловьева Л.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Апатиты о взыскании понесенных расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 37000 руб. 00 коп.

В обосновании своих требований указала, что она ранее проживала в г. Апатиты Мурманской области и работала <ДАТА> г. в <ФИО1>в <ФИО2>. По программе переселения северян выехала из г. Апатиты. В связи с выездом из г. Апатиты ей были произведены следующие расходы на сумму 37000 руб. 00 коп.

Истец представила в суд заявление, в котором просит дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель Администрации г. Апатиты в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Представитель ответчика представил письменные возражения, из которых следует.

Предъявляя иск к Администрации г. Апатиты, истица Соловьева Л.В. предъявляет требования к бюджетному учреждению, а не к соответствующему бюджету, что в свою очередь может повлечь нарушение прав и законных интересов Администрации. Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1992 года № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве д. XXX килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.

Согласно ст. 4 Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Закон), за счет средств консолидированного бюджета РФ компенсируются расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, пенсионерам и инвалидам в размере 100 % произведенных затрат, но не превышая норм, предусмотренных ст. 35 Закона.

В связи с чем источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии с ст.4 Закона указан бюджет РФ. При этом Постановлением ВС РФ № 4520-1 «О порядке введения в действие Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» на Правительство РФ возлагалась обязанность до <ДАТА3> привести решения в соответствие с указанным Законом, разработать и принять нормативные акты, вытекающие из него. Однако такие требования не исполнены. В соответствии со ст.ст. 130,133,136 бюджетного кодекса РФ для реализации этих льгот должны передаваться в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета. Средств в бюджет субъекта не передавалось.

Постановлением № 303-ПГ «О порядке возмещения затрат, связанных с выездом граждан за пределы Мурманской области» от 20.07.1999 г. утратило силу с 01.01.2005 г. В данном случае подлежит применению ст. 4 Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», в соответствии с которой расходными обязательствами муниципальных образований являются гарантии и компенсации, установленных для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов. Статьей 3 ФЗ РФ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 4520-1 определено, что с 01.01.2005г<ДАТА> «гарантии и компенсации для лиц, проживающих районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета, граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, для граждан, получающих пособия по временной трудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета...».

Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера, из расчета: пенсионерам - в размере 100 процентов произведенных затрат.

Финансирование расходов является обязательством соответствующего бюджета, а не бюджетного учреждения. Поэтому выплата должна производиться за счет средств казны муниципального образования, а не лицевого счета бюджетного учреждения- Администрации г. Апатиты.

Исходя из изложенного следует, что Администрация города Апатиты по данному иску не является надлежащим ответчиком. Требования по заявленному иску не подлежат удовлетворению, так как иск предъявлен не надлежащему ответчику, в связи с чем, в исковых требованиях истцу следует отказать.

Просит ввиду материального положения и норм, предусматривающих освобождение органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, освободить ответчика Администрацию г. Апатиты от уплаты в доход государства государственной пошлины.

Исследовав материалы дела, Суд считает исковые требования Соловьевой Л.В. о взыскании понесенных расходов, связанных с выездом из районов крайнего Севера с Администрации г. Апатиты подлежащими частичному удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. З Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ, действующей с 01.01.2005, то есть на момент возникновения спорных правоотношений) гарантии и компенсации для неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 4 данного Закона гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, в том числе в части, касающейся неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.

статьей 6 бюджетного кодекса РФ определено, что расходные обязательства - это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета (государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда).

В соответствии со ст.84 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают, в частности, в результате:

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ;

принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1992 года № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» установлено, что гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве д. XXX килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.

Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе РФ и бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера, из расчета: пенсионерам - в размере 100 процентов произведенных затрат.

Министерству финансов РФ в случае отсутствия в бюджете республик в составе РФ, национально-государственных и административно-территориальных образований достаточных доходов для финансирования указанных расходов, предписано предусматривать на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации.

Во исполнение пункта 4 вышеприведенного Постановления Правительства РФ 10 ноября 1992 года Комитетом РФ по социально-экономическому развитию Севера был утвержден Порядок выплаты компенсаций расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера..., зарегистрированный в Минюсте РФ 12.11.1992 года.

При этом установлено, что выплата компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в размере произведенных транспортных затрат, в том числе перевозку личного имущества в количестве д. XXX килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи, производится:

пенсионерам и инвалидам - централизованными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающих факт получения пенсии.

В судебном заседании установлено, что истец является пенсионером по старости и ей назначена пенсия пожизненно. Она проживала и была зарегистрирована по месту жительства в г<АДРЕС> и получала трудовую пенсию по возрасту в органах <ФИО3>. Истец является ветераном труда. Соловьева Л.В. снялась с регистрационного учета в <ДАТА12> поставлена на учет по месту жительства в <АДРЕС>.

В июне 2011 года выехала железнодорожным транспортом и выехала на постоянное место жительство в <АДРЕС>.

03 июня 2011 года она отправила контейнер со своими домашними вещами в г <АДРЕС> до станции Костариха.

Истец обратилась в администрацию муниципального образования г. Апатиты Мурманской области с заявлением об оплате своих расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, в том числе стоимости перевозки контейнеров личного имущества. В выплате данной компенсации ему было отказано в связи с внесением изменений в Закон РФ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...».

Установленные судом обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе письмом Врио. Главы г. Апатиты от 17.05.2011 г. № 01-1514, копией трудовой книжки, копией паспорта, копией удостоверения ветерана труда, справкой о регистрации по месту жительства.

Суд полагает, что в выплате истцу компенсации произведенных им расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и перевозкой личных вещей, администрацией МО г. Апатиты было отказано необоснованно.

Как следует из вышеприведенных норм Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...», Бюджетного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 11.08.1992 и разъяснения Госкомсевера, действующим законодательством определено право истца на компенсацию расходов по переезду, а также порядок финансирования и выплаты спорной компенсации.

Данными нормативными актами обязанность по выплате истцу данной компенсации возложена на администрацию МО г. Апатиты.

Законных оснований для возложения обязанности по выплате спорной компенсации на органы Пенсионного фонда РФ не имеется, поскольку в силу п.2 ст.84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита федерального бюджета. Расходные обязательства Российской Федерации могут исполняться за счет средств государственных внебюджетных фондов лишь в случаях, установленных федеральными законами.

В данном случае ни Законом «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера...», ни законодательством, регулирующим деятельность Пенсионного фонда Российской федерации, в том числе федеральными законами о бюджете ПФР, исполнение расходных обязательств РФ по выплате пенсионерам, получающим пенсии за счет средств Пенсионного фонда и федерального бюджета, компенсаций расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, на органы Пенсионного фонда РФ не возлагается.

Федеральным законом от 28.12.2004 № 184-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2005 год» к расходам бюджета Пенсионного фонда отнесен лишь один вид гарантий и компенсаций для пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера - это расходы по оплате проезда к месту отдыха и обратно, которые в силу ст.4 Закона РФ «О гарантиях и компенсациях...» также относятся к расходным обязательствам РФ. Однако даже в этом случае средства для выплаты данных компенсаций передаются в Пенсионный фонд из федерального бюджета (п. 12 ст.4 ФЗ «О бюджете ПФР на 2005 год»). Передача средств федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда для выплаты компенсаций в связи с выездом пенсионеров из районов Крайнего Севера, федеральным законом не предусмотрена. В соответствии с Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным 27.12.1992 № 2122-1, средства фонда формируются за счет ограниченного перечня источников, и могут направляться лишь на цели, определенные законодательством.

Таким образом, возложение на внебюджетный фонд обязанности по ее выплате противоречило бы действующему законодательству.

Не предусмотрена действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и возможность выплаты спорной компенсации непосредственно органами, подведомственными Министерству финансов РФ, в том числе Управлением федерального казначейства, равно как и право граждан обращаться в данные органы за ее получением.

В то же время возложение обязанности по выплате истцу компенсации на орган местного самоуправления - администрацию МО г. Апатиты - законодательству не противоречит, поскольку действующими нормативными правовыми актами определен механизм возмещения данных расходов из средств федерального бюджета (в том числе за счет субвенций).

Определяя размер компенсации, суд исходит из расчета, произведенного истцом на основании представленных истцом документов, и находит подлежащей взысканию компенсацию расходов истца в сумме 24088 руб. 29 коп.

При этом суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1992 г. № 572 « О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено, что гражданам, переселяющимся из районов крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве д. XXX кг на выезжающего и каждого члена его семьи.

Из материалов дела усматривается, что вес перевозимого Соловьевой Л.В. имущества превышает установленную норму в количестве д. XXX кг на выезжающего.

При удовлетворении исковых требований, суд исходит из тех обстоятельств, что подлежат удовлетворению требования по оплате понесенных расходов истицей, связанных с выездом из районов крайнего Севера одного контейнера, не зависимо от его тоннажа.

Суд считает подлежащей возмещению стоимость отправки одного 5-тонного контейнера поскольку, как следует из информации Мурманского отделения ОЖД, отправка домашних вещей массой 1000 кг может быть произведена в 3-тонном или 5-тонном контейнере, при этом провозная плата зависит от объема контейнера, а не от массы багажа. При этом оплате подлежит только один контейнер.

Согласно документам, полученным из Мурманского отделения Октябрьской железной дороги филиала ОАО «Российские железные дороги», перевозившим имущество Соловьевой Л.В., стоимость перевозки груза железнодорожным транспортом (контейнерной отправкой) от веса перевозимого груза не зависит.

Кроме того, по расчету провозной платы по прейскуранту № 10-01 р.2, утвержденного Постановлением Федеральной Энергетической Комиссии РФ № 47-т/5 от 17.06.2003 г. провозная плата по состоянию на февраль 2011 года от <АДРЕС> железной дороги составляла 2616,30 руб., в 3-х тонном контейнере, не зависимо от веса груза (домашних вещах).

Как следует из материалов дела, провозная плата истца составила в одном 5-и тонном контейнере 4721 руб,10.

В связи с выездом из районов Крайнего Севера Соловьевой Л.В. понесены расходы, связанные с выездом из указанных мест, которые составляют 24088,29 руб.: состоящие из:

- согласно заказа № 5556538 от 22.06.2011 по договору № НКП ГЖД-361470 от 22.06.2011 года плата за оказанные услуги РЖД и других исполнителей, транспортно-экспедиционное обслуживание Трансконтейнера составила 8879 руб. 38 коп.

- согласно счету № 183 от 03.06.2011 оплата за грузовые перевозки составила 5932 руб. 57 коп. (5570,90 + 302,08 + 14,75 + 44,84);

- согласно квитанции по сбору за оказанные услуги № 1051528987 от 20.05.2011 Соловьевой Л.В. уплачено 615 руб. 64 коп.

- согласно заказа - квитанции №002887 серии АА расходы по пользованию и экспедированию контейнера составили 7040 руб. 00 коп.

- согласно акту сдачи-приемки выполненных работ № 1850010000002048/496 от 03.06.2011 года по перевозке груза оплачено 1610 руб. 70 коп.

Таким образом, Соловьевой Л.В. понесены расходы по отправлению контейнера в размере 24088 руб. 29 коп.

Суд, проверив расчеты, по представленным истицей документам, установил, что размер расходов по иску составил 24088 руб. 29 коп.

Поскольку Соловьева Л.В. обратилась с исковым заявлением о взыскании в ее пользу 37000 руб. 00 коп., суд удовлетворил требования истца, исходя из расчета, произведенного судом, в размере 24088 руб. 29 коп., то есть уменьшил сумму исковых требований.

Таким образом, учитывая все понесенные Соловьевой Л.В. затраты, возмещению в ее пользу подлежит 24088 руб. 29 коп.

На основании п.5 ч.2 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика должна быть взыскана государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36. льготы при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям имеют государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Суд полагает возможным ввиду материального положения и норм, предусматривающих освобождение органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины, освободить ответчика Администрацию г. Апатиты от уплаты в доход государства государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Соловьевой Людмилы Валерьяновны к Муниципальному образованию город Апатиты, о взыскании понесенных расходов, связанных с выездом из районов крайнего Севера - удовлетворить.

Взыскать за счет средств казны Муниципального образования город Апатиты с подведомственной территорией в пользу Соловьевой Людмилы Валерьяновны расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера, в размере 24088 (Двадцать четыре тысячи восемьдесят восемь) рублей 29 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Апатитский городской суд Мурманской области через судебный участок № 3 г. Апатиты в течение десяти дней.

Мировой судья: И.М. Горюнов

Оригинал документа
Прочие исковые дела
Телефоны юристов
Наверх