28 марта 2011

Дело № не определено

Мотивированное решение составлено 28 марта 2011 года

Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2011 года г. Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Воропаева С.Г.,

при секретаре Соболевой О.В.,

с участием помощника прокурора Ненецкого автономного округа Воронина Е.В.

представителя ответчика администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» Лыковой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» о возложении обязанности обеспечить государственную охрану здания администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район»,

установил:

Прокурор Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» (далее МО «Муниципальный район «Заполярный район») о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить государственную охрану здания администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» находящегося по адресу: НАО, пос. Искателей, ул. Губкина, д. XXX, а также помещений здания и прилегающей к зданию территории.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что федеральный закон «О государственной охране» № 57-ФЗ от 27 мая 1996 года определяет предназначение государственной охраны, устанавливает объекты государственной охраны, а также органы и силы, осуществляющие и обеспечивающие государственную охрану.

В соответствии со ст. 1 названного закона, государственная охрана, есть: «функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер».

В соответствии со ст. 5 того же закона, государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Прокурорской проверкой установлено, что охрану здания администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» осуществляет ООО «Охранное предприятие «Святогоръ».

Между администрацией МО «Муниципальный район «Заполярный район» и ООО «Охранное предприятие Святогоръ» заключен муниципальный контракт, согласно условиям которого ООО «Охранное предприятие Святогоръ» приняло на себя обязательство на оказание услуг по охране здания администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район». Контракт заключен сроком с 01 января 2010 года по 31 декабря 2010 года.

Согласно ст. 2 закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 от 11 марта 1992 года (далее Закон) правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

В силу ст. 11 Закона охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности № 587 от 14 августа 1992 года утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране, к которым пунктом первым отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В здании администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район», находящемся по адресу: пос. Искателей, ул. Губкина, д. XXX располагаются: исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» и ее структурные подразделения; представительный орган местного самоуправления – Совет муниципального района «Заполярный район» и его структурные подразделения. Свои трудовые функции в указанном здании осуществляют 143 человека.

Администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» и ООО «Охранное предприятие Святогоръ», заключив муниципальный контракт нарушили положения ст. 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 от 11 марта 1992 года и Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности № 587 от 14 августа 1992 года.

Администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» входит в перечень объектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения.

Отсутствие государственной охраны здания администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» создает угрозу террористической безопасности, обеспечения нормальной деятельности муниципальных служащих и представительного органа муниципального образования, затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

В настоящее время мер к организации государственной охраны здания администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» не принято.

Бездействие администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» влечет за собой нарушение прав жителей Ненецкого автономного округа в области безопасности и защиты, гарантированных конституционных прав на жизнь и здоровье.

В судебном заседании помощник прокурора Ненецкого автономного округа Воронин Е.В. требования поддержал по основаниям указанным в исковом заявлении, просит возложить на администрацию МО «Муниципальный район «Заполярный район» обязанность обеспечить государственную охрану здания Администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район», а также помещений здания и прилегающей к зданию территории.

Представитель ответчика по доверенности Лыкова И.А. с требованиями прокурора не согласна, просит в удовлетворении требований отказать. Пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране», государственная охрана - это функция федеральных органов государственной власти, соответственно все обязанности по обеспечению государственной охраны зданий муниципальных органов государственной власти лежат на федеральных органах государственной власти. Обязанность органов местного самоуправления по обеспечению государственной охраны зданий, занимаемых органами местного самоуправления, нигде не установлена. Администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» не может обеспечить государственную охрану здания, так как у нее нет таких полномочий. А также организация государственной охраны здания повлечет существенные материальные затраты.

Суд выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

Конституцией Российской Федерации, пунктом 1 ст. 20, пунктом 1 ст. 41 гарантировано право каждого гражданина на жизнь и охрану здоровья.

В условиях повышенной террористической опасности в Российской Федерации, государство, государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры обеспечивающие безопасность граждан.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Согласно ст. 2 названного закона одним из основных принципов противодействия терроризму, является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с преамбулой устава муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район», одной из его задач является защита прав и интересов жителей района.

Судом установлено, что между администрацией МО «Муниципальный район «Заполярный район» и ООО «Охранное предприятие Святогоръ» был заключен муниципальный контракт, согласно условиям которого ООО «Охранное предприятие Святогоръ» приняло на себя обязательство на оказание услуг по охране здания администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район». Данный контракт действовал д. XXX декабря 2010 года.

В силу ст. 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 от 11 марта 1992 года охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности № 587 от 14 августа 1992 года утвержден перечень объектов, подлежащих государственной охране, к которым пунктом первым отнесены здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Из содержания перечисленных норм закона следует, что частные охранные предприятия не вправе осуществлять охрану зданий органов местного самоуправления.

Администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» и ООО «Охранное предприятие Святогоръ», заключив муниципальный контракт нарушили положения ст. 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 от 11 марта 1992 года и Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности № 587 от 14 августа 1992 года.

В здании администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район», находящемся по адресу: пос. Искателей, ул. Губкина, д. XXX располагаются: исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» и ее структурные подразделения; представительный орган местного самоуправления – Совет муниципального района «Заполярный район» и его структурные подразделения. Свои трудовые функции в указанном здании осуществляют 143 человека. В настоящее время охрана здания администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» не осуществляется.

Администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» входит в перечень объектов, имеющих особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, и подлежит государственной охране.

Федеральный закон «О государственной охране» № 57-ФЗ от 27 мая 1996 года определяет предназначение государственной охраны, устанавливает объекты государственной охраны, а также органы и силы, осуществляющие и обеспечивающие государственную охрану.

В соответствии со ст. 1 названного закона, государственная охрана, есть: «функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер».

В соответствии со ст. 5 того же закона, государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

Отсутствие государственной охраны здания администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» создает угрозу террористической безопасности, обеспечения нормальной деятельности муниципальных служащих и представительного органа муниципального образования, затрагивает интересы неопределенного круга лиц.

В настоящее время мер к организации государственной охраны здания администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» не принято.

Бездействие администрация МО «Муниципальный район «Заполярный район» влечет за собой нарушение прав жителей Ненецкого автономного округа в области безопасности и защиты, гарантированных конституционных прав на жизнь и здоровье.

Довод представителя ответчика, что государственная охрана - это функция федеральных органов государственной власти, и соответственно все обязанности по обеспечению государственной охраны зданий муниципальных органов лежит на федеральных органах государственной власти, Суд считает несостоятельным, поскольку данный принцип, установленный законом «О государственной охране» указывает лишь на то, что охрана должна осуществляться федеральными органами, закон не обязывает их по своей инициативе организовывать охрану.

Суд считает, поскольку законом не определен конкретный порядок организации государственной охраны муниципальных органов, а такая охрана необходима, муниципальный орган своими силами и за свой счет обязан обеспечить государственную охрану здания в котором он располагается.

На территории Ненецкого автономного округа государственную охрану вправе осуществлять отдел вневедомственной охраны УВД НАО.

Согласно п.п. 8, 10 типового положения об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 02 сентября 2005 года № 716, охрана органом вневедомственной охраны МВД осуществляется на договорной основе.

Также государственную охрану вправе осуществлять ФГУП «Охрана» располагающееся в г. Архангельске.

Не может быть принят во внимание довод ответчика о значительности материальных затрат, при привлечении к охране ФГУП «Охрана», поскольку бездействием администрации МО «Муниципальный район «Заполярный район» нарушается право граждан на жизнь и здоровье.

Таким образом, установлено, что администрацией МО «Муниципальный район «Заполярный район» допущены нарушения Федерального закона «О государственной охране» № 57-ФЗ от 27 мая 1996 года ст. 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» № 2487-1 от 11 марта 1992 года и Постановление Правительства Российской Федерации «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности № 587 от 14 августа 1992 года, ей не обеспечена государственная охрана здания МО «Муниципальный район «Заполярный район», помещений здания и прилегающей территории, потому Суд считает, что требования прокурора Ненецкого автономного округа подлежат удовлетворению.

Прокурор требует обязать ответчика обеспечить охрану здания МО «Муниципальный район «Заполярный район» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Суд считает, что ответчик обязан принимать меры по обеспечению безопасности граждан немедленно по вступлению решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Ненецкого автономного округа удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район» обеспечить государственную охрану здания администрации муниципального образования «Муниципальный район «Заполярный район», находящегося по адресу: Ненецкий автономный округ, пос. Искателей, ул. Губкина, д. XXX, помещений здания и прилегающей к зданию территории.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий

Оригинал документа
Прочие исковые дела
Телефоны юристов
Наверх