18 ноября 2010

Дело № 02-0772/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 ноября 2010 года

г.Псков

Псковский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего - судьи Борисенко А.Л.,

при секретаре Степановой Ю.С.,

без участия сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части № ... <данные изъяты> Т-на С.Г., обжаловавшего действия начальника ГУ <данные изъяты> ОМИС отказавшему ему во внесении в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Т-н С.Г. обжаловал в военный суд отказ начальника ГУ <данные изъяты> ОМИС во внесении его автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, потребовал признать его незаконным и обязать названное должностное лицо внести его в автоматизированную систему учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента признания его жилищной комиссией войсковой части № ... нуждающимся в обеспечении жилым помещением в избранном им после увольнения с военной службы месте жительства, а также взыскать с ГУ <данные изъяты> ОМИС судебные расходы, связанные с подачей заявления в суд и проездом для участия в подготовке дела к судебному разбирательству в общей сумме 402 рубля 30 копеек.

При этом, в обоснование своих требований Т-н С.Г. в своем заявлении сослался на то, что отсутствие о нем данных в автоматизированной системе учета препятствует получению им жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

В своих письменных возражениях начальник ГУ <данные изъяты> ОМИС Ш. требования заявителя не признал и пояснил, что избрание военнослужащим постоянного места жительства при увольнении с военной службы не может являться основанием для принятия Т-на С.Г. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, отказ во внесении Т-на С.Г. в автоматизированную систему учета обусловлен тем, что последнему уже была предоставлена квартира по месту службы в городе <адрес>.. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года №.1054, учет увольняемых военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном ими месте жительства ведется жилищными отделами органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссарами. Пока заявитель не будет внесен в автоматизированную систему учета ОМИС, квартира ему выделена не будет.

Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства начальник ГУ <данные изъяты> ОМИС и заявитель в суд не прибыли, ходатайствовав о рассмотрении дела в их отсутствие, что не препятствует рассмотрению дела без их участия в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.

Исследовав представленные письменные доказательства по делу, Суд считает требования заявителя обоснованными, по следующим основаниям.

По сообщению командира войсковой части № ... <данные изъяты> Т-н С.Г. в связи с организационно-штатными мероприятиями планируется к увольнению с военной службы в 1 квартале 2011 года.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № ... № 59 от 30 ноября 2009 года, Т-н С.Г. был признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - городе <адрес>.

Из сообщения начальника <данные изъяты> ОМИС видно, что в настоящее время Т-н С.Г. и двое членов его семьи проживают по месту службы в городе <адрес> в двухкомнатной квартире, жилой площадью 27,25 кв.м.

По сообщению командира войсковой части № ..., общая выслуга Т-на С.Г. на военной службе составляет более 29 лет.

В соответствии с п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Общая продолжительность военной службы заявителя и основание его увольнения позволяют ему претендовать на обеспечение жильем в избранном месте жительства, реализация которого лежит на Министерстве обороны РФ.

В силу абз. 4 п. 14 ст. 15 того же федерального закона порядок реализации вышеуказанного права военнослужащего определяется Правительством РФ.

В развитие названных положений закона, постановлением Правительства РФ №.1054 от 6 сентября 1998 года были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Анализ разделов 2-7 указанных Правил, которые согласуются с положениями главы 7 Жилищного кодекса РФ, позволяет сделать вывод, что право военнослужащего на обеспечение жильем в избранном месте жительства реализуется в два основных этапа.

Первоначально разрешается вопрос о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении и постановке его на соответствующий учет, а в последующем уже разрешается вопрос о предоставлении военнослужащему жилого помещения.

Определяя порядок разрешения перечисленных вопросов, положения упомянутых Правил возлагают обязанность по их разрешению на органы местного самоуправления, что входит в противоречие с вышеприведенными положениями ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым с 1 марта 2005 года такая обязанность возложена на федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Поскольку в соответствии со ст.3 ФЗ «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей возлагается на органы государственной власти в пределах их полномочий, несмотря на отсутствие нормативно-правового регулирования, вопросы о признании военнослужащих в жилых помещениях в избранном месте жительства, разрешаются жилищными комиссиями войсковых частей.

Обоснованно руководствуясь Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной приказом МО РФ №.80 от 15 февраля 2000 года (действовавшей на момент спорных правоотношений), жилищная комиссия войсковой части № ... правильно направила выписку из протокола заседания в отношении Т-на С.Г. в ГУ <данные изъяты> ОМИС для внесения заявителя в автоматизированную базу данных, что предусмотрено и директивой командующего <данные изъяты> №.2/29 от 4 сентября 1996 года.

В судебном заседании установлено, что Т-н С.Г. по месту прохождения военной службы имеет жилое помещение для постоянного проживания, что является препятствием для внесения о нем данных в автоматизированную систему учета как бесквартирного.

Пунктом 26 вышеназванной Инструкции, учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов (ОМИС) по спискам очередников с одновременным заведением на военнослужащего карточки учета жилых помещений, предоставляемых военнослужащему и внесением содержащейся в ней информации в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений.

Несмотря на то, что упомянутая Инструкция определяет лишь порядок обеспечения жильем военнослужащих по месту прохождения военной службы, суд полагает, что должностным лицом ОМИС безосновательно отвергаются ее положения, предписывающие внесение данных о военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, в автоматизированную систему учета.

Выделение средств на выполнение федеральной программы «Жилище» министерством обороны РФ осуществляется на основании обобщенной информации о нуждающихся в жилье.

Обязанность в обобщении информации закреплена приказом МО РФ от 21 ноября 1998 года №.517, изданного во исполнение постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года №.1054.

Обобщение указанной информации осуществляется следующим образом: первоначально жилищная комиссия части признает военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, вынося соответствующее решение, которое направляется в довольствующую КЭЧ (ОМИС), в свою очередь КЭЧ (ОМИС) сведения о таком военнослужащем вносят в автоматизированную систему учета, к базе данных которых имеют уже доступ КЭУ округов (МИС флота), а затем и ГлавКЭУ МО РФ.

Таким образом, в реализации права военнослужащего на жилище как на этапе признания его нуждающимся в жилом помещении, так и на этапе предоставления жилого помещения участвуют все перечисленные органы, а поэтому без участия довольствующей КЭЧ (ОМИС) право военнослужащего на жилище носит декларативный характер, следовательно и отсутствие сведений о заявителе в автоматизированной системе учета сделает невозможным реализацию права Т-на С.Г. на жилище в избранном им месте жительства.

В случае же распределения такому военнослужащему жилого помещения, в утверждении списка его распределения будет отказано, в том числе на этапе его подписания (согласования) самим начальником ОМИС, ввиду отсутствия данных о нем в автоматизированной системе учета.

Поскольку иного порядка оформления обеспечения военнослужащих жильем не существует, у КЭЧ (ОМИС) не имеется достаточных законных оснований к отказу во внесении в автоматизированную систему учета той категории военнослужащих, которые имеют жилые помещения для постоянного проживания по месту службы и признаны в установленном порядке жилищными комиссиями воинских частей нуждающимися в обеспечении жильем в избранном ими постоянном месте жительства отличном от места прохождения службы. При этом, отсутствие технической возможности не должно ущемлять прав военнослужащих по обеспечению жилыми помещениями.

Поскольку, в соответствии с п.29 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ, утвержденной приказом МО РФ 15 февраля 2000 года №.80 (действовавшей на момент спорных правоотношений), учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, Суд считает обоснованными и требования заявителя о внесении его в автоматизированную систему учета ОМИС как нуждающегося в улучшении жилищных условий с момента признания его жилищной комиссией войсковой части № ... нуждающимся в обеспечении жилым помещением в избранном им после увольнения с военной службы месте жительства, то есть с 30 ноября 2009 года.

Разрешая вопрос о возмещении заявителю судебных расходов, состоящих из оплаты государственной пошлины в размере 200 рублей и проезда общественным транспортом на автобусе в суд для подачи заявления и участия в досудебной подготовке, в общей сумме 202 рублей 30 копеек, Суд считает, что данные требования заявителя подлежат удовлетворению полностью по следующим основаниям.

статья 94 ГПК РФ предусматривает выплату расходов на проезд сторон, понесенных ими в связи с явкой в суд. Поскольку оплата указанных расходов заявителя подробно не регламентирована в нормативных актах, Суд считает возможным, в данном случае, на основании ст.6 ГК РФ, применить аналогию закона, а именно нормативный акт Правительства РФ, регулирующий порядок выплаты денежных сумм свидетелям, вызываемым в суд.

Порядок выплаты сумм свидетелям, вызываемым в суд, установлен Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд (в редакции Постановления Правительства РФ от 2 марта 1993 г.).

В соответствии с указанным нормативным актом, проезд к месту явки и обратно к месту постоянного жительства оплачивается свидетелям на основании проездных документов, но не свыше - по шоссейным и грунтовым дорогам - стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси).

Из представленных Т-ным С.Г. билетов по оплате проезда в суд для подачи заявления 12 ноября 2010 года, видно, что стоимость проезда по маршруту <адрес> составляет 35 рублей с учетом льготы и 97 рублей 30 копеек по маршруту <адрес>. Кроме того, стоимость проезда маршрутным такси для участия в подготовке дела к судебному разбирательству 17 ноября 2010 года составляет 70 рублей. В связи с тем, что требование Т-на С.Г. о возмещении ему проезда на маршрутном такси в суд для участия в досудебной подготовке 17 ноября 2010 года, не превышает стоимости проезда по указанному маршруту общественным транспортом, Суд считает необходимым возместить заявителю указанные судебные расходы, в общей сумме 202 рубля 30 копеек, которые подлежат взысканию с ГУ <данные изъяты> ОМИС.

Кроме того, на основании ст.98 ГПК РФ Суд считает необходимым возместить заявителю судебные расходы, состоящие из оплаты государственной пошлины в размере 200 рублей, как это следует из соответствующей квитанции, которая подлежит взысканию с ГУ <данные изъяты> ОМИС.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Заявление Т-на С.Г. удовлетворить полностью.

Признать незаконным отказ начальника Государственного учреждения «<данные изъяты> отделения морской инженерной службы» во внесении Т-на С.Г. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать начальника Государственного учреждения «<данные изъяты> отделения морской инженерной службы» внести Т-на С.Г. в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях с момента признания его жилищной комиссией войсковой части <данные изъяты> нуждающимся в обеспечении жилым помещением в избранном им после увольнения с военной службы месте жительства.

Взыскать с Государственного учреждения «<данные изъяты> отделения морской инженерной службы» в пользу Т-на С.Г. - 402 (четыреста два) рубля 30 копеек в возмещение судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:

А.Л.Борисенко

Оригинал документа
Жалобы на неправомерные действия (бездействие)
Телефоны юристов
Наверх