14 марта 2014

Дело № 2-129/2014 ~ М-80/2014

Определением судьи Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено федеральное государственное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия» (далее - УФО).

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал и дополнительно пояснил, что при принятии решения начальник отделения неправильно истолковал материальный закон: руководствовался пунктом 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяющим, кто относится к членам семьи военнослужащего, в то время как применительно к праву на жилище следовало руководствоваться статьей 69 ЖК, о чем разъяснено и в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 года № 9. При этом факт совместного проживания Горгос М.Э. с ФИО6 и ведения совместного хозяйства достоверно установлен вступившим в силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания Горгос М.Э., начальник отделения и УФО в суд не прибыли, своих представителей, за исключением первого, не направили. При этом заявитель и начальник отделения просили о рассмотрении дела без их участия.

В письменных возражениях, не признавая требования, начальник отделения указал, что в принятии ФИО6 на жилищный учет отказано по причине того, что в силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» она не является членом семьи Горгос М.Э.

Изучив материалы дела, выслушав представителя, военный суд приходит к следующим выводам.

Как видно из вступившего в законную силу решения Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ (по спору между Горгос М.Э. и начальником отделения), <данные изъяты> Горгос М.Э. проходила военную службу по контракту в войсковой части № (<адрес>). В ДД.ММ.ГГГГ году она по состоянию здоровья уволена с военной службы и исключена из списков личного состава воинской части с выслугой военной службы более <данные изъяты> лет в календарном исчислении.

Она, ее супруг, совершеннолетние дочери - ФИО3 и ФИО4, малолетние - внук ФИО5 и внучка ФИО6, зарегистрированы и проживают в служебной трехкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> квадратных метров по адресу: <адрес>. Жилья в собственности не имеют. Дочь Горгос М.Э. - ФИО4, являющаяся матерью ФИО6, находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до этого работала в детском доме со среднемесячной заработной платой в ДД.ММ.ГГГГ году около <данные изъяты>. ФИО6 на учете в медицинских учреждениях состоит по месту ее жительства.

Перед увольнением с военной службы решением жилищной комиссии войсковой части № в ДД.ММ.ГГГГ году Горгос М.Э. и члены ее семьи - супруг, дочери и внук ФИО5, всего 5 человек, - признаны нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в <адрес>.

Решением начальника отделения от ДД.ММ.ГГГГ№, изготовленным в форме письма, Горгос М.Э. отказано во внесении ее внучки ФИО6 совместно с ней в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

По результатам рассмотрения указанного дела суд обязал начальника отделения восстановить на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, совместно с Горгос М.Э. в качестве членов ее семьи дочерей и внука ФИО5

Одновременно с этим суд пришел к выводу о том, что отделением заявление Горгос М.Э. в установленном порядке не разрешено, в связи с чем возложил на начальника отделения обязанность рассмотреть это заявление по вопросу признания членом семьи ее внучки ФИО6 и внесения ее в учетное дело Горгос М.Э.

ДД.ММ.ГГГГ в порядке исполнения решения суда начальник отделения вынес решение, из копии которого усматривается, что Горгос М.Э. отказано в принятии ее внучки ФИО6 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В обоснование указано, что ФИО6, исходя из пункта 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не относится к членам семьи военнослужащего и не является лицом, находящимся на иждивении военнослужащего.

Из справок начальника <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ№, копий выписки из домовой книги и свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ФИО6 зарегистрирована и проживает совместно со своей матерью ФИО4 по адресу: <адрес>.

В силу пункта 1 статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, частей 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Исходя из абзацев 1 и 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 3 статьи 49 ЖК жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, категориям граждан, признанных по установленным этим кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны России от 30 сентября 2010 года № 1280, решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 Инструкции.

На основании пункта 1 и абзаца 2 пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации определен уполномоченным органом Минобороны России по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований инструкций, а федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление) - специализированной организацией Минобороны России, через которую уполномоченный орган осуществляет свою деятельность.

Данными пунктов 1.2, 1.5, 2.2 и 2.2.4 Положения об отделении, утвержденного приказом начальника управления от 12 октября 2012 года № 01-05/100, установлено, что отделение является территориально обособленным подразделением управления и создано в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2012 года № 1441 «О дальнейшем совершенствовании структуры органов жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации». Отделение для выполнения возложенных на него задач выносит, в частности, решения о принятии на учет (об отказе в принятии) нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В силу пункта 6 Инструкции уполномоченный орган не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях выдает военнослужащим или направляет по указанным ими адресам решения согласно рекомендуемому образцу, указанному в приложении № 3 к Инструкции.

Этим приложением утверждена только форма решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Образец формы решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в Инструкции не содержится.

Таким образом, суд заключает, что решение об отказе в принятии внучки Горгос М.Э. - ФИО6 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принято полномочным должностным лицом и в форме, не запрещенной законом.

Оценивая принятое решение по существу, суд исходит из следующего.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим по контракту и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Военнослужащим по контракту и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания (абзац 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 ЖК служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

На основании части 5 статьи 100 ЖК к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные, в частности, статьей 69 ЖК.

В свою очередь частью 1 статьи 69 ЖК определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что исследованными по делу доказательствами факт совместного проживания внучки заявителя ФИО6 со своей бабушкой Горгос М.Э. и ведения совместного хозяйства достоверно установлен - и это обстоятельство начальником отделения под сомнение не ставилось, - суд приходит к выводу о том, что ФИО6 является членом семьи военнослужащего в отставке Горгос М.Э., на которую в полной мере распространяются положения статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» о праве на жилище.

Доводы же начальника отделения об обратном со ссылкой на пункт 5 статьи 2 названного закона лишены оснований.

Так, указанной нормой действительно регламентировано, что социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей, к числу которых внуки (внучки) не отнесены.

Вместе с тем приведенным выше абзацем 1 пункта 1 статьи 15 этого же закона закреплено, что предоставление жилых помещений военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей гарантировано в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзацах 1 и 4 пункта 22 постановления от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснил, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами ЖК.

Таким образом, применительно к возникшим спорным правоотношениям начальнику отделения надлежало руководствоваться упомянутой выше нормой части 1 статьи 69 ЖК, чего сделано не было.

Как следствие, оспоренное решение начальника отделения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, совместно с Горгос М.Э. ее внучки ФИО6 суд признает незаконным.

В целях восстановления нарушенного права в полном объеме, пресечения незаконного бездействия по вопросу признания заявителя нуждающимся в жилом помещении со всеми членами ее семьи, суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности на начальника отделения отменить указанное решение и - учитывая, что иных оснований для отказа в принятии ФИО6 на жилищный учет наряду с Горгос М.Э. начальником отделения не представлено, - принять ее на такой учет как члена семьи заявителя и внести в учетное дело Горгос М.Э.

Поскольку заявление удовлетворено, суд в соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскивает с УФО, где на финансовом обеспечении состоит отделение, в пользу Горгос М.Э. понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194, 195, частями 1, 3 статьи 196, статьей 197, частями 1-3, абзацем 1 части 4 и частью 5 статьи 198, частью 1 статьи 199 и частью 1 статьи 258 ГПК, военный суд

р е ш и л :

Заявление Горгос Марины Эдуардовны об оспаривании решения начальника территориального отделения в Тверской области - г.Тверь федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, внучки удовлетворить.

Решение начальника территориального отделения в Тверской области - г.Тверь федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в принятии внучки Горгос М.Э. - ФИО6 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признать незаконным.

Обязать начальника территориального отделения в Тверской области - г.Тверь федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в принятии внучки Горгос М.Э. - ФИО6на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, принять ее на указанный учет как члена семьи Горгос М.Э. и внести в учетное дело Горгос М.Э.

Взыскать в пользу Горгос М.Э. с федерального государственного казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республики Карелия» судебные расходы в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                               

Оригинал документа


Наверх