17 февраля 2010

Дело № 73-Г10-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело 73-П 0-1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва « 17 » февраля 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации в составе:

Председательствующего В.Б.Хаменкова

Судей Г.В.Макарова и О.А.Ксенофонтовой

при секретаре Н.В.Росляковой

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Черниковой Т В о признании недействующим примечания «***» к должности «руководитель аппарата (управляющий делами) подраздела 2 «Должности му- ниципальной службы в исполнительно-распорядительном органе» раздела 3 «Должности муниципальной службы в городском округе (муниципальных рай- онах) с численностью населения менее 40 тысяч человек части 2 реестра муни- ципальных должностей в РБ, утвержденного Законом Республики Бурятия «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Бурятия» от 7 сен- тября 2007 г. №2427-111 со дня принятия, по кассационной жалобе Черниковой ТВ. на решение Верховного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2009 г., ко- торым в удовлетворении заявления Черниковой Т.В. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макаро- ва Г.В., объяснения представителей Народного Хурала РБ и Презилдента РФ соответственно Домпиловой М.В. и Буфацыренова А.П., заключение прокурора генеральной Прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия установила: Народным Хуралом республика Бурятия принят Закон Республики Буря- тия от 7 сентября 2007 г. №2427-111 «О реестре должностей муниципальной службы в Республике Бурятия», которым утвержден Реестр должностей муни- ципальной службы в Республике Бурятия, являющийся приложением к указан- ному Закону.

Подразделом 2 раздела 3 частью 2 указанного реестра предусмотрено, что должность руководителя аппарата (управляющий делами) является высшей должностью муниципальной службы в исполнительно-распорядительном орга- не. К данной должности предусмотрено примечание «***», в соответствии с которым должность замещается путем заключения трудового договора на срок полномочий главы муниципального образования, избранного на муниципаль- ных выборах в случае исполнения им полномочий руководителя администра- ции либо путем заключения трудового договора на неопределенный срок при замещении должности руководителя администрации по контракту.

Черникова Т.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании данного примечания, ссылаясь на то, что предусмотренное им противоречит нормам федерального законодательства: п.п. 1, 2. 4, 7 ст.4, п.1 ст.6, п.п.1, 2 ст.7, ст. 13, п.п. 1,2 ст. 16 федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 г. «О муниципальной службе в РФ», ст.37 Федерального Закона №131-Ф3 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч.ч.2, 3, ст.З, ст.ст.2, 6 Трудового кодекса РФ. Законодательством Республики Бурятия необоснованно установлено примечание «***» к должности «руководителя аппарата (управ- ляющий делами)» исполнительно-распорядительного органа, ставящее срок трудового договора в зависимость от срока исполнения главой муниципального образования полномочий руководителя местной администрации, что нарушает ее трудовые права; является ограничительным условием при поступлении на муниципальную службу, что может быть установлено только федеральным за- конодательством. Несоответствие Закона Республики Бурятия федеральному законодательству повлекло ее незаконное увольнение в связи со сменой главы муниципального образования.

По делу постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Черникова Т.В. указывает о несогласии с реше- нием суда, ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на то, что суд неправильно ис- толковал материальный закон, вывод по делу не учитывает законодательство других субъектов РФ и судебной практики.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Су- дебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федера- ции не находит оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 ок- тября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъ- ектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган го- сударственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законода- тельное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Россий- ской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, что согласуется с положением, установленным п. «н» чЛ ст.72 Конституции РФ.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из то- го, что оспариваемый заявителем Закон принят в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральному зако- нодательству не противоречит.

Статьей 42 вышеназванного федерального закона от 6 октября 2003 г.

№131-Ф3 предусмотрено: - правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение стату- са муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципаль- ной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами му- ниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Статьей 3 названного выше закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ предусмот- рено, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный за- кон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Россий- ской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Часть 2 ст.6 этого же закона предусматривает, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федера- ции, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, а часть 2 ст.7 предусматривает, что в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полно- мочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности му- ниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заклю- чения трудового договора на срок полномочий указанного лица. Приведенные положения указанной нормы согласуются со ст.ст.58, 59 трудового кодекса РФ, регулирующих вопросы заключения трудового договора в части срока послед- него.

В силу указанного выше, правильным является Вывод суда о том, что за- конодательный орган Республики Бурятия вправе устанавливать должности муниципальной службы и самостоятельно определять должности муниципаль- ной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, к которым зако- нодатель республики отнес должность руководителя аппарата (управляющего делами) администрации муниципального образования.

Исходя из положения ч.2 ст.1 вышеназванного Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ, предусматривающего, что не являются муниципальны- ми служащими депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, суд обоснованно отметил, что в случае когда должность руководителя администрации замещает глава муниципального образования, избранный на муниципальных выборах, последний не является муниципальным служащим, а является лицом, замещающим муниципальную должность. В таких случаях допускается заключение с муниципальными слу- жащими, должности которых учреждены для непосредственного обеспечения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, трудового дого- вора на срок полномочий такого лица. При этом, если лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по ре- зультатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования является по статусу му- ниципальным служащим, то тогда в соответствии с примечанием «***» оспа- риваемого Закона Республики Бурятия должность руководителя аппарата (управляющего делами) замещается муниципальным служащим путем заклю- чения договора на неопределенный срок.

Не соглашаясь с доводами Черниковой Т.В. о том, что оспариваемая часть реестра (примечание «***») противоречит указанным ею и отмеченным выше нормам федерального законодательства, предусматривающим, что муни- ципальная служба осуществляется на постоянной основе, заключение трудово- го договора на определенный срок недопустимо; в противном случае имеет ме- сто незаконное ограничение прав служащих, суд правильно исходил из оши- бочности такого суждения, так как приведенные выше нормы федерального за- конодательства предусматривают возможность заключения с муниципальными служащими трудового договора на определенный срок.

Согласно ч.З ст.6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ при со- ставлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправле- ния, аппарата избирательной комиссии муниципального образования исполь- зуются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федера- ции, а следовательно, создание должностей для обеспечения исполнения пол- номочий лица, замещающего муниципальную должность, является полномочи- ем субъекта Российской Федерации и этот вопрос не может зависеть от перечня функций, которые муниципальный служащий, занимающий указанную долж- ность, в каждом конкретном случае должен выполнять. На основании указанно- го обоснованно отклонен довод Черниковой Т.В. о противоречии оспариваемо- го положения ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 с ссыл- кой на то, что местная администрация является постоянно действующим ис- полнительно-распорядительным органом местного самоуправления и лица, за- мещающие высшие должности в этом органе, не могут быть поставлены в зави- симость от срока исполнения главой муниципального образования полномочий руководителя местной администрации.

Довод кассационной жалобы о том, что законодательным органом Рес- публики Бурятия должность «руководителя аппарата (управляющего делами)», равно как и другие должности незаконно отнесена к должностям муниципаль- ной службы, учреждаемым для обеспечения исполнения полномочий лиц, за- мещающих муниципальную должность, является несостоятельным, поскольку как отмечено выше, данный вопрос является компетенцией законодательного органа субъекта Российской Федерации. Довод жалобы о том, что Реестр про- тиворечит Федеральному закону «О муниципальной службе в РФ», поскольку содержит перечень наименований должностей муниципальной службы, клас- сифицированных не только по органам местного самоуправления, избиратель- ным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным при- знакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций, но и по категориям, не основан на Законе. Так, из анализа ч.1 ст.7 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» следует, что федеральным законом установ- лена лишь примерная структура реестра и им не исключена возможность клас- сификации должностей по категориям, то есть противоречия с федеральным за- коном не имеется.

Ссылка в жалобе на законы других регионов в аналогичной сфере не ука- зывает на ошибочность судебного решения, так как каждому субъекту РФ пре- доставлено право самостоятельно определять решение рассматриваемого во- проса.

Указанное в кассационной жалобе определение Верховного Суда Россий- ской Федерации от 11 марта 2009 г. дело № касается вопроса выплаты выходного пособия муниципальным служащим лицам при сложении ими своих полномочий, что не является однозначным рассматриваемому вопросу.

Ссылка в кассационной жалобе на конкретную ситуацию, сложившуюся в Муиском районе республики Бурятия правового значения для разрешения дан- ного дела не имеет, так как предметом разбирательства является вопрос закон- ности нормативного правового акта, а не конкретного трудового спора.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 Граждан- ского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила: решение Верховного суда Республики Бурятия от 13 ноября 2009 г. оста- вить без изменения, а кассационную жалобу Черниковой Т.В. - без удовлетво- рения.

Председательствующий Судьи ки гХаменков Г.В.Макаров .А.Ксеноффгтова

Оригинал документа
не определено
Телефоны юристов
Наверх